В Музее истории Каменского завершился круглый стол, посвященный переосмыслению советского прошлого

Опубликовано admin - вс, 11/04/2018 - 12:19
Суббота, 3 ноября, была вторым, итоговым днем работы междисциплинарного круглого стола «Советское прошлое в музее. Переосмысление», открывшегося накануне в Музее истории Каменского. Поэтому рабочая программа этого дня была очень насыщенной и разнообразной. Первым ее пунктом стала лекция Василия Павлова, военного историка, советника главы администрации Президента Украины, на тему: «Декоммунизация, десоветизация, деимпериализация музейных экспозиций на примере военно-исторических музеев». Дальнейшей локацией форума стали хранилища музейных собраний. В тот день обычный режим ограниченного доступа был кардинально либерализован, чем не преминули воспользоваться участники мероприятия и посетители музея для детального знакомства с одной из главных музейных достопримечательностей – коллекцией подарков Леониду Брежневу, в бытность его руководителем советского государства. Уникальные экспонаты, переданные в свое время нашему музею, так сказать, на родину вождя, из Московского музея революции, вызвали неоднозначные оценки гостей, но точно никого не оставили равнодушным. Не случайно к ним постоянно обращались участники панельных дискуссий, продолжавшихся практически весь день. Во время панели «Историческая память периода «застоя»: модели и их переосмысление» Кирилл Галушко, кандидат исторических наук, доцент института им. Драгоманова, публицист и социолог, рассказывая об опыте музеев других постсоветских стран, перед которыми стояли аналогичные проблемы, отметил, что на него самого наибольшее впечатление произвел музей тоталитаризма эстонского города Нарва. Там «колбасную» ностальгию лечат простым, но действенным методом – реконструкцией суровых реалий быта простого советского человека с помощью таких «реликвий», как болоневые плащи, керогазы, газетные заменители туалетной бумаги, и т.д. Но этот вариант хорош для вновь создаваемых музеев советского периода, вроде того, что на днях открылся в Одессе. Говоря о Каменском музее, Кирилл Галушко заявил, что из множества виденных им музеев это единственный, где ему не хотелось бы ничего менять. Он настолько целостен – от архитектуры здания и внутреннего дизайна до экспонатов и коллекций, что сам по себе является ярким памятником эпохи, который стоит сохранить для будущих поколений. А музей тоталитаризма при желании можно создать отдельно. Именно такая точка зрения – что Музей истории Каменского, как цельное и органичное творение своей эпохи, не стоит подвергать частичным переделкам, тем более пытаться радикально модернизировать, – слишком велик риск все испортить, – оказалась доминирующей среди участников круглого стола. Такое мнение, в частности, высказали доктор искусствоведения, член-корреспондент Национальной Академии искусств Украины Орест Голубец и Владислав Пиоро, председатель правления ОО «Украинский центр развития музейного дела», главный редактор журнала «Музейний простір»; Зоряна Билык, заместитель директора Львовского музея истории религий; заслуженный деятель искусств Украины, генеральный директор Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни – Музея Революция Достоинства Игорь Пошивайло. Наталия Иванченко, главный специалист отдела музейного дела Украинского института национальной памяти считает, что Музей истории Каменского может стать методическим центром для музеев соседних регионов по вопросам переосмысления советского наследия. При этом она подчеркнула, что единых для всех, универсальных правил и рекомендаций здесь быть не может. Каждый музей должен найти свой путь переосмысления прошлого, учитывающий множество факторов – местную и региональную специфику, архитектурно-конструктивные особенности музейных комплексов, общественное мнение и т.д. Это путь непростой и неблизкий, не обещающий быстрых результатов, но важный для общества в стратегическом плане. Официальные итоги прошедшего в Музее истории Каменского круглого стола будут подводиться в середине ноября в Киеве, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что состоявшийся диалог стал важным событием музейной жизни страны, способствующим поиску новых ракурсов и походов к переосмыслению хранящегося в музеях Украины наследия ушедшей эпохи.  

Теги