Можно ли сэкономить на уплате таможенных платежей и сборов и привезти из стран ЕС автомобиль хорошего качества, аналог которого на нашем рынке б/у автомобилей как минимум в 1,5-2 раза дороже?
Не смотря на принятие Верховной Радой Украины законопроект № 3251 от 31.05.2016 г. (так называемый «льготный закон»), которым установлены существенные скидки на уплату акциза за ввоз автомобилей из Европы, покупка автомобилей из Европы все так же актуальна и на отечественных дорогах таких авто меньше не стало. А это значит, продолжают использоваться разнообразные схемы беспошлинного ввоза автомашин с «еврономерами», основные из которые рассмотрим ниже.
Режим транзита
Уклонение от уплаты таможенных платежей за авто с европейской регистрацией, как правило, осуществляется либо за счет их ввоза в таможенном режиме транзита, либо путем ввоза автомобилей в режиме временного ввоза (иностранным гражданином или иностранной компанией).
Первый вариант – режим транзита - дает возможность использовать автомобиль без уплаты налогов в течение 5 - 10 дней, поскольку согласно статьи 95 Таможенного кодекса Украины (далее – ТК) срок транзитных перевозок не должен превышать 10 дней, а при перемещении в зоне деятельности одной таможни - 5 дней.
Используя данный режим, нужно постоянно перемещаться через один и тот же пункт пропуска каждые 5 дней, через разные пункты пропуска – 10 дней, поэтому таких водителей называют «пересичниками».
В случае превышения этого срока владельца «стального коня» могут привлечь к ответственности за нарушение сроков транзита (статья 470 ТК, штраф от 1700 до 8500 грн.).
Главный аргумент сторонников этого варианта: согласно статьи 61 Конституции Украины, к ответственности невозможно привлечь дважды за одно и то же нарушение. Поэтому, якобы, после оплаты штрафа можно кататься на этой машине сколько угодно, главное - не забыть с собой постановление суда, чтобы показать его в случае остановки полицией.
На самом деле, это заблуждение. Судебная практика Украины уже сейчас говорит о том, что к виновному в нарушении условий транзита или временного ввоза также могут быть применены другие нормы. Например, статья 485 ТК, предусматривающая ответственность за действия с целью неправомерного освобождения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размера, а также штраф в размере 300% от неоплаченных платежей, к которым относится таможенная пошлина, акцизный налог и налог на добавленную стоимость.
Режим «для личного пользования»
Режим временного ввоза возможен: до одного года в случае ввоза иностранным гражданином в таможенном режиме «для личного пользования» и до 3-х лет в случае ввоза иностранной компанией в режиме «для коммерческого использования».
Согласно статьи 380 Налогового кодекса Украины (НК), на транспортных средствах зарубежной регистрации имеют право ездить только нерезиденты (иностранцы). На основании приложения С к Стамбульской конвенции о временном ввозе (ратифицирована Верховной Радой Украины в 2004 году) на таможне такой иностранец оформляет машину для временного ввоза на срок до одного года, и при этом таможенные сборы с него не взымаются.
Важно, что автомобили по такому режиму могут использоваться исключительно людьми, которые ввезли их в Украину, и только для личных нужд. С помощью этих автомашин запрещено осуществлять коммерческую деятельность, разукомплектовывать их, передавать во владение, пользование или распоряжение другим гражданам.
Таким образом, передача автомобиля иностранным гражданином-нерезидентом в управление гражданину или резиденту Украины является незаконной.
Согласно Правилам регистрации транспортных средств, такие машины, ввезенные более чем на два месяца, регистрируются в сервисных центрах МВД на период, разрешенный таможней (до года). При этом им выдаются украинские номера и временный техпаспорт. По окончании срока временного ввоза авто необходимо снять с учета, получив при этом зарубежные номера и документы, и вывезти за пределы страны.
Эта норма, как правило, не выполняется. При этом, если нерезидент снимает машину с учета в своем государстве ЕС, то с этого момента данный транспорт находится на территории Украины нелегально.
Есть и другая проблема. По закону, автомобили с иностранной регистрацией, которые находятся на территории Украины, обязаны иметь действительный техосмотр. В тоже время, если машина не пройдет вовремя техосмотр в стране регистрации, она автоматически снимается там с учета, что также делает ее дальнейшее нахождение на территории Украины нелегальным.
Также в этом случае необходимо отслеживать продление страховки в стране регистрации для того, чтобы она всегда была действующей, поскольку страховая компания, не получив подтверждения продления полиса обязательного страхования, снимает автомобиль с учета и аннулирует страховку.
В итоге: если авто «слетит» с ТО и со страховки в стране регистрации ЕС, его регистрация будет аннулирована, А это, в свою очередь, создаст серьезные проблемы нашему соотечественнику при первом же пересечении границы ЕС – если этого авто не будет в базе, его не впустят ни в страну регистрации, ни обратно в Украину.
Режим «для коммерческого пользования»
Согласно приложению С к Стамбульской конвенции о временном ввозе, под коммерческим использованием понимается платная перевозка лиц или промышленная/коммерческая платная /бесплатная перевозка грузов. Автомобили коммерческого использования должны быть зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, зарегистрированного или проживающего за пределами территории временного ввоза, и ввозиться либо использоваться лицами, осуществляющими свою деятельность с такой территории.
При этом такие авто могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющие свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза.
То есть автомобили, зарегистрированные на иностранную фирму, могут ввозиться без уплаты таможенных платежей в режиме временного ввоза для коммерческого использования в Украине в интересах фирмы. При этом ввозить и использовать их могут, в частности, граждане Украины, оформленные как сотрудники или подрядчики фирмы, которые осуществляют свою деятельность в ее интересах и имеют соответствующую доверенность и другие подтверждающие документы.
Для успешного использования этой схемы сама процедура должна быть правильно оформлена документально. В частности, необходимо согласно статьи 109 ТК получить соответствующее разрешение таможенного органа.
Однако же, как правило, данная норма не выполняется, а документы, которые передаются покупателю - контракт на работу, договор подряда и прочее - являются сфальсифицированными.
Учитывая то, что автомобили, временно ввезенные в Украину, юридически находятся в собственности иностранных компаний, в случае их ликвидации, ареста их имущества или других правовых действий, следующая поездка в Европу за очередным пакетом документов может обернуться конфискацией транспортного средства без шансов что-либо доказать.
Если же госорганы в стране регистрации признают компанию, на которую зарегистрирован автомобиль, фиктивной, машина автоматически подается в розыск, а ее регистрация аннулируется. В итоге транспортное средство может быть задержано при первой же остановке или попытке пересечения государственной границы.
Также следует помнить, что продать автомобиль с европейским номером у гражданина Украины не получится ни в нашей стране, ни в Европе, что также является минусом использования всех перечисленных схем.
Артём Ворон, адвокат.