
Украинский теле-и-радиоэфир пытаются активно украинизировать: сначала появились квоты для радиостанций, а теперь в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 5313, устанавливающий квоты на украинский язык в телеэфире.
Для общенациональных каналов квота составляет 75%. Инициатива уже взбудоражила медиасообщество. Отреагировал и известный журналист, теле-и-радиоведущий Матвей Ганапольский, заявивший, что он не намерен работать в украинских СМИ в случае установления квот.
"В ту минуту, когда кто-то подойдет ко мне, даже Порошенко, и скажет, на каком языке мне разговаривать, где, когда в моем эфире с моими зрителями, это будет последний день моей роботы в СМИ в Украине", – сказал он на украинском языке.
Телеведущий подчеркнул, что в этом вопросе не позволит никому руководить собой: "Не нравится, не подходит – будьте здоровы! Для меня эфир — это мой мир, в котором я живу. И никто не вправе ограничить мой мир. И он такой выразительный, как я себе это позволяю. Это окончательно".
Но случай Ганапольского – это лишь одна сторона медали, его протест – скорее идеологический, чем языковой (он свободно владеет украинским языком). А что будет с программами иностранных журналистов-ведущих – Евгения Киселева, Савика Шустера? И благоприятна ли в целом для эфира страны будет подобная украинизация? На эти вопросы РИА Новости Украина ответил политолог из Днепра, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.
"Конечно, их (Киселева, Шустера) ставят в дискомфортные условия работы. Но вопрос здесь в другом: такого рода практика – она ложится, скорее, в практику банального национализма, пахнущего душком первой половины XX века, и пропахшего скорее нафталином, нежели в концепцию украинской политической нации", – сказал политэксперт.
Есть здесь и еще один важный аспект, отметил Золотарев: "деятели, которые пропихивают это, достаточно долго сидели в Верховной Раде и раньше, у них было достаточно времени, чтобы создать для украинских журналистов, писателей, актеров такие условия, чтобы они могли выпускать конкурентоспособный продукт".
"А когда украинизация эфира проходит путем административных методов, я думаю, результат будет скорее обратный: будут меньше смотреть, будут покупать больше спутниковых тарелок, будут больше смотреть интернет, который сегодня начинает вполне успешно конкурировать с телевидением", – сообщил политолог.
Он добавил, что сама ситуация напоминает ему пребывание у разбитого корыта.
"Поскольку за 25 лет в Украине не появилось ничего близкого, похожего на Довженко, Параджанова, Быкова, Тычину, Сосюру… Во всяком случае, почему-то в период – как сейчас это пишется – "советской оккупации" как раз украинская культура и искусство делали вполне конкурентоспособный продукт. В чем причина? Мне кажется, как раз в этом административном идиотизме некоторых политиков, которым хочется быть святее Папы Римского", – резюмировал Андрей Золотарев.