Нет, ну что ни говори, а иногда полет мысли наших высших чиновников вызывает, мягко говоря, удивление.
Точнее, даже не чиновников, а чиновниц. Например, еще 17 августа недавно назначенная министр соцполитики Оксана Жолнович заявила, что готовит ряд документов, согласно которым для пенсионеров, у которых небольшая пенсия, будет доплата … за счет меценатов. Да-да, пусть те бизнесмены, у которых есть явно лишние деньги, часть этих денег направят на добавку к пенсиям малоимущим.
И ничего, что эти самые люди с небольшой пенсией всю жизнь горбатились на родное государство и отчисляли часть своего заработка в Пенсионный фонд, а там, в этом фонде, сегодня почему-то не оказалось денег. Ничего и то, что господа меценаты регулярно платят налоги и сборы, в том числе и в Пенсионный фонд, теперь они должны еще и искать деньги, чтобы платить добавки к пенсии вместо Пенсионного фонда. Абсурд, не правда ли?
Но и на этом театр абсурда по-украински не заканчивается. На днях вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук заявила, что будет добиваться массовой эвакуации украинцев с территорий, оказавшихся под угрозой перехода под контроль россиян или уже находящихся под РФ, из зоны боевых действий, а также оттуда, где есть реальная угроза коммунальной катастрофы. Мысль, конечно, хорошая, но тут же скептики начали задавать госпоже Верещук вопросы: а куда девать массы переселенцев?
И пани Верещук нашла воистину «блестящий» ответ.
«Каждая семья, эвакуируемая из опасных регионов и из ВОТ, будет обеспечена надлежащими условиями для проживания и перезимует в тепле. Сейчас в Украине значительное количество учебных заведений готовится к учебному году, но вместе с тем собирается работать в режиме онлайн. Их помещения — утепленные и оборудованные — могут стать хорошим убежищем для ВПЛ. Было решено увеличить количество заведений, которые будут переоборудованы под места компактного проживания внутренних переселенцев», - говорится в говорится в сообщении пресс-службы министерства со ссылкой на Верещук.
Ну что ж, просто великолепно – если школы или училища-колледжи будут проводить занятия онлайн, то нечего зданиям пустовать, пусть в них живут переселенцы. Вот только непонятно, как Верещук и компания собираются решать ряд возникающих при таком заселении полупустых помещений проблем.
Во-первых, убежища. Немало учебных заведений все-таки не имеют полноценных укрытий, где в случае возможной воздушной атаки противника смогут находиться сотни людей. Потому-то и уходят учебные заведения в режим онлайн, чтобы не рисковать жизнями педагогов и учеников. А где будут укрываться переселенцы, если их заселят в такие заведения? Или госпожа Верещук уже знает, где в воюющей стране с дырами в бюджетах всех уровней взять колоссальные средства на оборудование тысяч новых полноценных убежищ?
Во-вторых, есть еще одна, и, пожалуй, самая важная причина перехода учебных заведений в режим онлайн. Это – деньги. Не секрет, что еще до войны у массы наших «храмов науки» были дикие проблемы с финансированием. Это – не только зарплаты педагогов, это – и коммунальные платежи. И если школы содержались за счет местных бюджетов, и городские власти того же Каменского находили деньги на «коммуналку», училища и некоторые колледжи как-то выживали за счет областных бюджетов, то вот с финансированием из госбюджета – а это ряд колледжей в том же Каменском - было совсем плохо. Доходило до того, что в некоторых колледжах на зиму вообще закрывалась часть учебных корпусов – нечем было платить за отопление.
Если школа, училище или колледж работают офлайн, «на полную катушку», то это – как минимум 8 часов в день включенное на максимум отопление, большой расход воды и электроэнергии в рабочие часы, плюс еще немалое потребление электричества пищеблоками – школьников и студентов надо ведь чем-то кормить в столовых. Если заведение переходит в режим онлайн, то тут же достигается немалая экономия: отопление включается чуть-чуть, вода и электричество расходуются по минимуму, пищеблок вообще не работает. И это понятно – в помещении минимум людей, ни тепла, ни воды, ни света много не надо. При нынешних военных условиях, когда бюджеты всех уровней едва-едва сводят концы с концами, а Госказначейство в любой момент может «зарубить» платежи, как это уже не раз было в Каменском, такая экономия является просто спасительной и для заведения, и для бюджета.
А теперь посмотрим, что получится, если инициатива Верещук претворится в жизнь. В помещениях школ, училищ и колледжей резко вырастут все расходы. Отапливать придется в режиме 24/7, причем значительно повысить температуру: если в учебной аудитории +16+17 градусов вполне нормально, то в помещении, где живут люди, а еще и маленькие дети, надо повышать хотя бы до +20, если не больше. Вода тоже будет использоваться в том же режиме 24/7 – и для питья, и для приготовления пищи, и для стирки, и для туалета, и для регулярной влажной уборки. Потребление электроэнергии вообще взлетит катастрофически: люди-то находятся в зданиях круглосуточно, а это – телевизоры, компьютеры, электрочайники, микроволновки, электрообогреватели, пылесосы, просто освещение комнат и коридоров. А ведь есть еще и пищеблок, где десятки семей будут готовить себе завтраки-обеды-ужины! Представляете, сколько денег надо будет на содержание таких перепрофилированных учебных заведений! Вряд ли в местных и областных бюджетах найдутся такие средства, а о госбюджете мы уже говорили – там еще до войны были провалы, а ныне кое-где педагогов вообще за свой счет в отпуск пытаются отправить!
Интересно, где брать на все это деньги? Верещук снова говорит, что-де «заграница нам поможет». Вот только кому, как не ей знать, что денежный поток от наших западных доноров становится все меньше. Оно и понятно – у них впереди зима, есть масса своих проблем. Или наша пани министр всерьез думает, что немец Ганс или француз Патрик будут сидеть в холоде-голоде, лишь бы обеспечить теплом и уютом переселенцев в далекой Украине?
Может, в госбюджете найдутся средства, чтобы разом обеспечить всем необходимым такие перепрофилированные учебные заведения? Ага, тот случай. Уже сегодня экономисты бьют тревогу – госбюджет полупустой, без западных вливаний ему, как говорилось в фильме «Брат» (вроде как запрещенном в Украине), кирдык. Или белый пушной зверек, если кому слово кирдык не нравится. Посмотрите, как тяжело идут выплаты бюджетникам, тем же педагогам, как их лишают надбавок и, как мы уже писали выше, отправляют в отпуска за свой счет. Или как Госказначейство блокирует платежи. Причина везде одна и та же – денег в государстве нет. Тогда о чем рассказала сегодня Ирина Верещук, а? И владеет она хоть немного финансовой ситуацией в Украине?
Известный украинский журналист и блогер Дмитрий Спивак, комментируя «инициативу» о пенсиях за счет меценатов, задал вполне резонный вопрос – а на кой нам такое Минсоцполитики, если оно не может найти денег для выплаты нормальных пенсий, а лезет в карман к бизнесменам? Что касается пани Верещук и ее «инициативы» с переселенцами в учебных заведениях, вопрос напрашивается аналогичный – а сия тетя знает, как выживают школы-училища-колледжи в Украине? Может, ей министр образования Украины пан Шкарлет что-нибудь подскажет, тот самый, кого Корбан на днях назвал «бесполезным»?
Или, может, правы и Спивак, и Корбан насчет полезности и компетентности целого ряда высоких киевских чиновников и чиновниц, а? А то, ей-Богу, какая-то ненаучная фантастика получается…