В начале второй декады ноября с. г. Пенсионный фонд Украины (ПФУ) на своей официальной веб-странице в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/pfu.gov.ua) ответил на самые распространенные вопросы, которые задают специалистам ПФУ работодатели и работники страны. Расскажем об этом более подробно.
Вопрос: как выглядит электронная трудовая книжка и на каком ресурсе ее искать?
Электронная трудовая книжка — это цифровой аналог бумажной трудовой книжки. В ней отражается вся имеющаяся информация о приобретенном стаже, записи о приеме на работу, переводе, увольнении и тому подобное.
Сведения о трудовой деятельности работника хранятся в виде персональной учетной карточки застрахованного лица в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в течение срока, предусмотренного частью 4 статьи 20 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», которая называется «Реестр застрахованных лиц».
Просмотреть имеющуюся информацию о себе, в частности, о своём страховом стаже, можно на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины (https://portal.pfu.gov.ua/) в своём личном кабинете.
Вопрос: может ли существовать одновременно бумажная и электронная трудовая книжка?
После оцифровки оригинал бумажной трудовой книжки передается на хранение работнику. Если работник изъявит желание, то в бумажную трудовую книжку и в дальнейшем работодатель будет обязан вносить записи о приеме на работу, переводе и увольнении и т. п. параллельно с электронным вариантом трудовой книжки.
Вопрос: какую информацию можно просмотреть в личном кабинете?
В личном кабинете застрахованного лица на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины (находится по электронному адресу: https://portal.pfu.gov.ua) предоставлена возможность просмотра данных лица из Реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
Для пользователей, которые определены в системах ПФУ как физические лица, при входе по КЭП (квалифицированной электронной подписи) предоставляются все данные, включая персонифицированные (ФИО, дата рождения, пол, данные паспорта), данные о заработной плате, страховом стаже, пенсии (для пенсионеров), электронной трудовой книжке, данные относительно периодов временной потери трудоспособности, документы лица, посланные запросы и обращения, и информация о их обработке и др.
При входе по логину и паролю (без КЭП) для просмотра предоставляются деперсонализированные данные.
Вопрос: какие данные можно посмотреть страхователю?
После регистрации в кабинете страхователя для работодателя в разделе «Страхователям» открываются возможности для:
-просмотра отчетных сведений страхователя;
-запроса на подготовку бумажных документов;
-отправки обращения (вопросов, предложений, жалоб, ходатайств);
-получения данных страхователя из Единого реестра страхователей;
-пересмотра всех своих обращений в органы Пенсионного фонда Украины;
-отправки запроса на получение электронных документов;
-получения данных из Электронного реестра листков нетрудоспособности сотрудников.
Вопрос: к электронной трудовой книжке имеет доступ только работодатель? Может ли работник контролировать, как вносит работодатель в нее записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрении и наградах за успехи в работе?
В личном кабинете застрахованного лица на веб-портале электронных услуг ПФУ застрахованному лицу предоставлена возможность просматривать всю информацию, имеющуюся в электронной трудовой книжке.
Информация для тех, кто ничего не знает о е-трудовых книжках
В ПФУ введен новый онлайн сервис «Электронная трудовая книжка»на веб-портале электронных услуг (https://portal.pfu.gov.ua), который позволяет гражданам просматривать сведения о своей трудовой деятельности.
В«электронной трудовой книжке» отражается информация о всех трудовых отношениях работника по данным отчетных сведений работодателя. Также содержится информация об уплаченных страховых взносах с 1998 года.
Для граждан — это удобный сервис, который позволяет узнавать подробную информацию о своей трудовой деятельности, а также об уплаченных страховых взносах. В случае потери бумажной трудовой книжки не нужно тратить время на восстановление данных, ведь они будут сохранены в электронном формате.
Застрахованные лица и работодатели также смогут предоставлять информацию о трудовой деятельности до 1998 года в виде сканированных копий предусмотренных законодательством документов, заверенных квалифицированной электронной подписью. Для того, чтобы воспользоваться услугой, следует зарегистрироваться на вебпорталеПФУ (https://portal.pfu.gov.ua) с помощью квалифицированной электронной подписи.
Для граждан, в особенности тех, у кого предпенсионный возраст, кто по каким-либо причинам не владеет основами работы на компьютере, не имеет доступа к Интернету, не может самостоятельно получить квалифицированную электронную подпись, не понимает, как получить информацию освоей электронной трудовой книжке и т. д., настоятельно советуем, не откладывая в долгий ящик, обращаться в юридические консультации, к профессиональным юристам, которые помогут получить постоянного доступа к своей электронной трудовой книжке. Разумеется, можно и ничего не делать, надеясь на лучшее. Но, как говорится, в этом деле есть нюансы… В народе говорят: «Трудно найти, легко потерять». Ведь, вполне вероятно, при реализации проекта «е-трудовая книжка» нерадивому чиновнику не так ужи сложно будет «потерять» месяцы илидаже годы вашего трудового стажа во время создания электронной трудовой книжки. Как ни говори, от ошибок никто не застрахован. А вотсохранить «в цифре»весь свой заработанный долгим и честным трудом страховой стаж без вашего личного контроля и правовой помощи юристов, наверняка, будет гораздо труднее…
Игорь Ворон, юрист.