Еще раз о колбасе, газе и очень нужном тросике…

Опубликовано admin - сб, 05/02/2015 - 10:16
Сегодня уже нет особой надобности рассказывать о том, как прошли общественные слушания по поводу повышения тарифов на проезд в пассажирском транспорте Днепродзержинска – результат уже все знают, ни одно решение, как говорится, «не прошло», то есть не собрало нужного количества голосов. Хотелось бы просто поделиться некоторыми соображениями по этому поводу, причем посмотреть на проблему нейтрально – ни со стороны пассажиров, ни со стороны фирм-перевозчиков, а учесть все реалии сегодняшней Украины и Днепродзержинска. Начнем с того, что мы живем в условиях рынка, этот образ жизни мы выбрали еще в 1991 году, когда разваливали СССР и отлучали от власти коммунистов. А у рынка есть главный закон – это закон вечного конфликта интересов. Это когда продавец пытается даже самый захудалый товар продать подороже, а покупатель старается даже самый качественный товар (или услугу) купить подешевле. И с пассажирскими перевозками в Днепродзержинске – та же картина, тот же конфликт интересов: перевозчики пытаются продать свои услуги подороже, пассажиры хотят ездить подешевле. При этом каждая из сторон аргументирует свои доводы: первые говорят о резком подорожании топлива и запасных частей, вторые – о низком качестве перевозок и о умышленно завышенных тарифах. И хотим мы этого или нет, такой спор будет вечным, это – непреложные законы рынка. И никакие общественные слушания не решат эту проблему – рынок не терпит вмешательства, будь-то давление власти или общественности. Хотелось бы высказать еще одну, может, самую крамольную мысль – а нужны ли вообще общественные слушания по такому вопросу? Проведем некие аналогии. Например, на каком-то микрорайоне или поселке есть небольшой частный магазин. И вот с какого-то момента его хозяин Иван Иванович поднимает цены на колбасу, водку или сигареты. Причем обосновывает подорожание тем, что-де возросла в цене электроэнергия, подорожали оптовые закупки и так далее. Скажите, что, в таком случае надо устраивать собрание общественности микрорайона или поселка и пригвоздить Ивана Ивановича к позорному столбу? Абсурд, согласитесь – не имеет права даже самая демократическая общественность указывать Ивану Ивановичу, что и по какой цене ему продавать! Со мной могут не согласиться – мол, колбаса и сигареты это одно дело, а тарифы на маршрутки – это социально значимые величины, они должны быть согласованы с потребителями, потому и нужны общественные слушания. Хорошо, пусть так. Но тогда ответьте – а по поводу повышения тарифов на газ, электроэнергию, тепло и воду с нами советовались? Собирали ли общественные слушания в Днепродзержинске министр энергетики Демчишин, владелец «Днепрооблэнерго» Ахметов, директора «Теплосетей» и «Горводоканала» Фортуна и Хитров? Нет, нас просто поставили перед фактом – подорожало, и все! А ведь социальная значимость коммунальных тарифов гораздо больше, чем транспортных! Получается, что мы вовсю используем двойные стандарты – одним можно повышать тарифы, а другим – никак нельзя? Опять же, повторю – мы живем в условиях рынка, и подобных подходов он не терпит. Вывод из всего вышесказанного может быть только один – повышать тарифы придется, хотим мы этого или нет. Но перед повышением чиновники департамента экономики и управления транспорта горсовета должны четко объяснить жителям Днепродзержинска, откуда взялись новые тарифы, показать все расчеты – и цены на топливо, и стоимость запчастей, и точные, а не взятые с потолка цифры пассажиропотока. Только так может быть достигнут компромисс в вечном конфликте интересов, о котором мы уже рассказывали. И не надо никаких общественных слушаний – нужна взвешенная позиция городской власти, чтобы защитить и интересы пассажиров, и интересы малого и среднего бизнеса в сфере пассажирских перевозок. В условиях рынка власть не имеет права влиять на бизнес, но контролировать качество предоставляемых услуг и в то же время содействовать перевозчикам обязана. А иного выхода у городской власти нет – нет в Днепродзержинске альтернативы частным фирмам-перевозчикам, коммунальный транспорт фактически уничтожен! Вот уже много лет о его необходимости говорят очень много, да только дальше благих пожеланий и пламенных предвыборных обещаний дело не идет. Видно, кому-то из власть имущих в нашем городе совсем НЕ НУЖЕН коммунальный транспорт, впрочем, это – тема для отдельного разговора… И еще о повышении тарифов. На днях один мой знакомый решил купить на свою легковушку новый тросик газа, заказал его в Киеве – там дешевле. Так вот, если раньше, еще полтора года назад он стоил с доставкой около 40 гривен, то сейчас – 170. Это к тому, надо ли подорожание или нет – ведь без тросика газа ни одна маршрутка просто не сдвинется с места, и никакие общественные слушания не помогут… С.Пшеничный.