Государственная помощь в сфере взимания платы за проезд в общественном транспорте: АМКУ разъяснил принципы предоставления

Опубликовано slavkin - пт, 12/30/2022 - 12:38
Ворон

26 декабря этого года Антимонопольный комитет Украины в новостном разделе своего официального веб-сайта (https://amcu.gov.ua) обнародовал свои подходы и принципы применения действующего украинского законодательства относительно государственной помощи в сфере взимания платы за проезд в общественном транспорте. Об этом более подробно расскажем в нашей публикации.  

Внедрение цифровых услуг — веление времени и современный механизм учёта

В ответ на обращение органов власти Антимонопольный комитет Украины (АМКУ)разъясняет принципы применения законодательства в сфере государственной помощи, в частности, распространение действия Закона Украины «Про державну допомогу суб’єктам господарювання» на поставщиков услуг по взиманию платы за проезд в общественном транспорте.
Переход значительной части услуг для граждан в цифровой формат является одним из этапов диджитализации государства и элементом внедрения в Украине современной европейской практики. Одна из таких цифровых услуг — электронная оплата за проезд в транспорте — вводит современный механизм учёта пассажирских перевозок и обеспечивает комфорт пассажиров.

Об услугах общего экономического интереса

Услуги по взиманию платы за проезд общественным транспортом с помощью автоматизированной системы учёта оплаты проезда (АСООП) непосредственно касаются удовлетворения особо важных общих потребностей граждан, которые не могут предоставляться на коммерческой основе без государственной поддержки. Следовательно, они подпадают под определение услуг общего экономического интереса (ПЗЕІ).
В то же время действие Закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования» не распространяется на ПЗЕІ в части компенсации обоснованных расходов на предоставление таких услуг. Поддержка не будет считаться государственной помощью, при условии соблюдения 4-х критериев Altmark (смотрите ниже справку). 
И наоборот, если критерии не соблюдены, то поддержка не считается компенсацией обоснованных расходов на предоставление ПЗЕІ и должна осуществляться оценка относительно признания её государственной помощью.
Как свидетельствует правоприменительная практика комитета, при анализе мероприятия государственной поддержки субъекту хозяйствования, который предоставляет услуги по взиманию платы за проезд общественным транспортом с помощью АСООП, выполняются все 4 условия государственной помощи:
- поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;
- поддержка предоставляется за счёт государственных или местных ресурсов;
- поддержка предоставляет такому субъекту преимущества для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности;
- поддержка искажает или грозит искажением экономической конкуренции.
Таким образом, поддержка может быть признана государственной помощью и будет подлежать оценке на допустимость в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона«О государственной помощи субъектам хозяйствования».
Поскольку услуги по взиманию платы за проезд общественным транспортом с помощью АСООП связаны с услугами общественных пассажирских перевозок, для оценки допустимости такой государственной помощи применяется Регламент (ЕС) № 1370/2007 Европейского парламента и Совета от 23 октября 2007 года об общественных услугах пассажирских перевозок железнодорожным и дорожным транспортом.
Для осуществления соответствующей оценки субъекты хозяйствования, предоставляющие транспортные услуги, должны направить в АМКУ такой перечень документов:
1) копию договора, на основании которого получатель государственной поддержки осуществляет свою деятельность по предоставлению услуг взимания платы за проезд общественным транспортом с помощью АСООП. 
Договор должен включать:
- содержание и продолжительность обязательств по предоставлению услуг по взиманию платы за проезд общественным транспортом с помощью АСООП, которые являются ПЗЕІ;
- название субъекта хозяйствования и, где это необходимо, территорию, на которую распространяются его услуги;
- механизм расчёта компенсации, контроля и пересмотра компенсации;
- меры для устранения и возврата чрезмерной компенсации;
- перечень каких-либо исключительных или специальных прав, которые были предоставлены субъекту по услугам по взиманию платы за проезд общественным транспортом за помощью АСООП, которые являются ПЗЕІ;
- механизмы определения распределения расходов, связанных с предоставлением услуг;
- механизмы распределения дохода от продажи билетов, который может оставаться у получателя государственной помощи, возмещаться органу, предоставляющему государственную помощь или распределяться между ними;
2) копию утвержденного нормативно-правового или распорядительного акта, в котором, в соответствии с пунктом 2 приложения к Регламенту, должны быть чётко определены:
- механизм, на основании которого рассчитывается и пересматривается компенсация за предоставление услуг взимания платы за проезд общественным транспортом с помощью АСООП, учитывая, что сумма компенсации не должна превышать суммы, необходимой для покрытия чистых расходов (чистой финансовой разницы) между понесёнными затратами и полученными доходами субъекта хозяйствования при оказании указанных услуг, с учётом обоснованного уровня прибыли;
- меры по избежанию и возврату компенсации в случае предоставления чрезмерной компенсации;
3) расчёты вычисления суммы, которая необходима для покрытия чистых расходов (чистой финансовой разницы) между понесенными при оказании ПЗЕІ расходами и доходами субъекта хозяйствования от предоставления ПЗЕІ;
4) подтверждающие документы избрания получателя государственной помощи путём проведения конкурентной процедуры публичных закупок;
5) копию приказа об утверждении учётной политики на предприятии получателя государственной помощи, которая предусматривает ведение им отдельного бухгалтерского учёта по каждому виду деятельности таким образом, чтобы обеспечивалось надлежащее распределение доходов и расходов на предоставление услуг, на которые направляется государственная помощь, и на предоставление других услуг.

Справка  АМКУ. 4 критерия Altmark изложены в решении Европейского суда от 24 июля 2003 года № 280/00 в деле Altmark Trans Gmbh, Regierungspräsidium Magdeburg v Nahverkehrsgesell – schaft Altmark Gmbh. Суть этих 4-х критериев сводится к следующему:
1) субъект хозяйствования должен выполнять чётко установленные и определённые обязательства по обслуживанию населения;
2) параметры, на основании которых рассчитывается компенсация, определены заранее объективным и прозрачным способом;
3) компенсация субъекту не является чрезмерной и не превышает необходимой суммы для покрытия всех или части расходов, произведённых им при оказании услуг общего экономического интереса;
4) если субъект был избран не в рамках публичных закупок, тогда уровень компенсации определяется на основе анализа типовых расходов других субъектов хозяйствования, которые могли бы предоставлять аналогичные услуги, с учётом их дохода и обоснованной прибыли.

Игорь Ворон, юрист.