За декабрь 2018 года получили субсидии около 4 млн семей. При этом средний размер льготы составлял 713 грн. Но еще год назад, в декабре 2017-го, субсидии получали около 7 млн домохозяйств и средний размер составлял 993,4 грн. То есть при росте тарифов количество субсидиантов сокращается и при этом уменьшается средний размер субсидии, пишут "Вести".
И как бы ни менялся алгоритм выплаты жилищных субсидий, порядок их назначения будет только ужесточаться. Количество льготников будет сокращаться не за счет роста реальных доходов и снижения тарифов, а за счет завышения виртуальных доходов, которые учитываются как реальные.
Урезать субсидии будут также за счет проведения верификации социальных выплат. Это сбор, анализ и сравнение информации, полученной от получателей помощи, с информацией, которая содержится в базах данных. И таким образом правительство планирует выявлять неправомерные и нецелевые выплаты.
В конце декабря прошлого года были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины. Согласно им, для проверки власть получает доступ к информации, содержащей банковскую тайну и персональные данные. А кроме того, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам, собственником (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. То есть для получения и обработки ваших данных ваше согласие уже не нужно.
Вся правда о субсидиях: кому не дадут и чем чревата монетизация
В этом году Кабмин одобрил проект закона «О верификации и мониторинге государственных выплат». И одновременно правительство приняло постановление (№18), которым расширило права главного государственного социального инспектора и государственного социального инспектора. Они будут выборочно проверять правильность составления комиссией актов обследования материально-бытовых условий семьи, а также принимать меры по возвращению излишне выплаченных средств государственной соцпомощи.
Еще инспектора получили право проводить проверку информации о фактическом проживании не только переселенцев, но и любого получателя государственной социальной помощи или выплаты. По результатам такой проверки инспектор должен составить акт обследования материально-бытовых условий семьи. Но под таким предлогом инспектора смогут зайти в любое домохозяйство (претендующего на помощь государства), ведь на такую проверку не требуется согласие заявителя. А по каким критериям инспектора будут определять степень нуждаемости семьи в помощи, постановлением не регламентируется. Не исключено, что кто-то из инспекторов может посчитать наличие в домохозяйстве холодильника (даже пустого) признаком зажиточности семьи. А акт обследования будет основанием для назначения или отказа в назначении жилищной субсидии.
Но украинцы должны знать, что социальный инспектор может проводить проверку только по решению руководителя (или заместителя) органа социальной защиты населения. Поэтому при приходе такого «гостя» жильцы должны потребовать у инспектора предъявить не только его служебное удостоверение, но и документ о назначении проверки, подписанный руководителем/заместителем службы.