Налоги в новом году: актуальные разъяснения Государственной налоговой службы-2

Опубликовано slavkin1 - ср, 01/18/2023 - 06:25
Ворон

Государственная налоговая служба и её территориальные органы проводят важную и необходимую работу по информированию плательщиков налогов.Актуальными и крайне востребованными по-прежнему остаются онлайн-консультации специалистов налоговой службы, которые работают как на основных веб-ресурсах ДПС и её региональных управлений, так и в социальных сетях, доступ к которым есть практически у большинства населения. Таким образом ценную и ещё «горячую» налоговую информацию любой налогоплательщик может получить, что называется, «не вставая с дивана».Сегодня расскажем о некоторых текущих налоговых онлайн-консультациях, которые были обнародованы ДПС в последнее время.  

Какие налоговые льготы по НДС распространяются на предприятия, занимающиеся благотворительной деятельностью и спонсорством?

Отвечает Главное управление Государственной налоговой службы (ДПС) в г. Киеве (https://kyiv.tax.gov.ua).
Главное управление ДПС в г. Киеве сообщает, что операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях освобождаются от обложения НДС (пп. 197.1.15 п. 197.1ст. 197 Налогового кодекса Украины (НКУ)).
Под безвозмездной поставкой следует понимать поставку товаров/услуг благотворительным организациям и приобретателям благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсации. В случае несоблюдения условий, определенных пп. 197.1.15 п. 197.1 ст. 197 НКУ, такие операции облагаются налогом на общих основаниях.
На товары, которые поступают как благотворительная помощь от отечественных благотворителей на цели, определённые статьёй 3 Закона Украины «Про благодійну діяльність та благодійні організації» от 5 июля 2012 года № 5073-VI (далее — Закон № 5073), распространяются правила маркировки.
Маркировка производится путём нанесения надписи «Благодійна допомога. Продаж заборонено» на этикетку, ярлык или непосредственно на внешнюю или внутреннюю упаковку товара. При маркировке товаров благотворительной помощи может использоваться символика благотворительной организации и благотворителя.
Товары маркируются таким образом, чтобы во время осмотра упаковки или непосредственно товаров надпись была видна полностью и чётко.
Товары благотворительной помощи маркируются благотворителями, которые оказывают такую помощь.
Контроль за выполнением правил маркировки осуществляют местные органы исполнительной власти и контролирующие органы.
Благотворительная помощь может предоставляться в виде товаров, работ, услуг, предназначенных для использования юридическими лицами — её приобретателями с целью осуществления деятельности на цели, предусмотренные статьёй 3 Закона № 5073. 

После получения от благотворителя предложения о предоставлении благотворительной помощи в виде товаров, её видов, размеров и т. п. юридическое лицо- приобретатель благотворительной помощи:
- определяет с учётом рекомендаций соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления круг лиц, которым она будет предоставляться;
- сообщает благотворителю о намерении принять предложенную благотворительную помощь.
Юридические лица-приобретатели благотворительной помощи ведут бухгалтерский и оперативный учёт поступления, хранения, распределения и использования благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг, а также отчётность по установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, форме, которую направляют контролирующим органам.
Для бухгалтерского учёта операций, связанных с благотворительной помощью, юридические лица-приобретатели благотворительной помощи пользуются планом счетов и инструкцией, действующими в Украине.
Юридические лица-приобретатели благотворительной помощи самостоятельно определяют порядок аналитического учёта операций, связанных с благотворительной помощью, открывают соответствующие счета.
Юридические лица-приобретатели благотворительной помощи в своей годовой финансовой отчетности отражают:
- в бухгалтерском балансе — отдельно средства (товары, работы, услуги), полученные как благотворительную помощь;
- в отчете о прибылях и убытках — отдельно стоимостную величину полученной благотворительной помощи.
В приложении (комментарии) к годовому отчёту делаются необходимые пояснения относительно указанных показателей деятельности, связанной с благотворительной помощью.
Контроль за получением, хранением, распределением благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг осуществляют местные органы исполнительной власти, а за их целевым использованием — местные органы исполнительной власти и контролирующие органы.
Полученные с целью предоставления благотворительной помощи маркированные товары, поставляемые за средства или другие виды компенсации, и/или выручка, полученная за такую поставку, подлежат изъятию у недобросовестного продавца и конфискуются в доход государства в установленном порядке.
Не подлежат освобождению от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи в виде указанных в разделе VI НКУ подакцизных товаров, ценных бумаг (кроме предоставленных эндаументов, указанных в разделе IV НКУ), нематериальных активов и товаров/услуг, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности.
Наша справка. Энда́умент (целевой капитал некоммерческой организации; англ. endowment) — это сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций (источник: https://ru.wikipedia.org).

Каков порядок уплаты земельного налога физическими лицами в год приобретения земельного участка?

Отвечает Главное управление Государственной налоговой службы в Ивано-Франковской области(https://if.tax.gov.ua).
В соответствии с пунктом 286.1 статьи 286 НКУ основанием для начисления земельного налога является:
а) данные Государственного земельного кадастра;
б) данные Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество;
в) данные государственных актов, которыми удостоверено право собственности или право постоянного пользования земельным участком (государственные акты на землю);
г) данные сертификатов на право на земельные доли (паи);
ґ) решение органа местного самоуправления о выделении земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паёв);
д) данные других правоустанавливающих документов, которыми удостоверяется право собственности или право пользования земельным участком, право на земельные доли (паи).
В случае представления налогоплательщиком в контролирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок, земельную долю (пай), сведения о которых отсутствуют в базах данных информационных систем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, начисления налога физическим лицам производится на основании представленных налогоплательщиком сведений до получения контролирующим органом информации о переходе права собственности на объект налогообложения.
Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, в сфере строительства, ежемесячно, но не позднее 10-го числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно пункту 286.5 статьи 286 НКУ начисление физическим лицам сумм платы за землю производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка, в том числе право на который физическое лицо имеет как собственник земельной доли (пая)), которые присылают налогоплательщику в порядке, определённом статьёй 42 НКУ, до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определённом статьёй 58 НКУ, вместе с детальным расчётом суммы налога, который, в частности, но не исключительно, должно содержать кадастровый номер и площадь земельного участка, размер ставки налога и размер льготы по уплате налога.
Начисление физическим лицам сумм земельного налога по основаниям, определённым подпунктами «в»,«г», «д» пункта 286.1 статьи 286 НКУ, производится контролирующими органами исключительно в случае предоставления указанных данных такими физическими лицами. 
В случае перехода права собственности на земельный участок или права на земельную долю (пай) от одного собственника-юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1-го января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником — начиная с месяца, в котором он приобрёл право собственности.
В случае перехода права собственности на земельный участок или права на земельную долю (пай) от одного собственника-физического лица к другому в течение календарного года контролирующий орган направляет (вручает) налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности.
Если такой переход произошел после 1-го июля текущего года, контролирующий орган направляет (вручает) предыдущему владельцу новое налоговое уведомление-решение. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отменённым (отозванным).
В случае если налогоплательщик имеет в собственности несколько земельных участков или право на несколько земельных долей (паёв), в отношении которых необходимо провести сверку данных, для её проведения такой налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган по своему месту регистрации в контролирующих органах или по месту нахождения любого из таких земельных участков, в том числе право на который физическое лицо имеет как собственник земельной доли (пая).
Плательщики платы за землю имеют право письменно или в электронной форме средствами электронной связи (с соблюдением требований, определённых пунктом 42.4 статьи 42 НКУ) обратиться в контролирующий орган по своему месту регистрации в контролирующих органах или по месту нахождения земельных участков, в том числе право на которую физическое лицо имеет как собственник земельной доли (пая), для проведения сверки данных о:
- размере площадей и количестве земельных участков, земельных долей (паёв), находящихся в собственности и/или пользовании налогоплательщика;
- праве на пользование льготой по уплате налога с учётом положений пунктов 281.4 и 281.5 статьи 281 НКУ;
- размере ставки земельного налога;
- начисленной сумме платы за землю.
В случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтверждёнными плательщиком платы за землю на основании оригиналов соответствующих документов или надлежащим образом заверенных копий таких документов, в частности документов на право собственности пользования льготой, а также в случае изменения размера ставки платы за землю, контролирующий орган, к которому обратился плательщик платы за землю, проводит в течение 10 рабочих дней перерасчёт суммы налога и направляет (вручает) ему новое налоговое уведомление-решение вместе с детальным расчётом суммы налога. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отменённым (отозванным).
Учёт физических лиц-плательщиков налога и начисление соответствующих сумм проводятся контролирующими органами по месту нахождения земельного участка, в том числе право на который физическое лицо имеет как собственник земельной доли (пая), ежегодно до 1-го мая (пункт 287.2 статьи 287 НКУ).
Земельный налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (абзац 1 пункта 287.5 статьи 287 НКУ).
Следовательно, при получении от центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, информации о приобретении физическим лицом права собственности на земельный участок или на основании представленных физическим лицом в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, контролирующий орган производит начисление сумм земельного налога, начиная с месяца, в котором у физического лица возникло право собственности, и направляет налогоплательщику налоговое уведомление-решение.

Срок действия электронных ключей автоматически продлевается на один год

Информирует Главное управление Государственной налоговой службы в Запорожской области(https://zp.tax.gov.ua).
В связи с введением военного положения в Украине запущен механизм автоматического продления срока действия электронных ключей, выданных органами налоговой службы.
Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Деякіпитаннязабезпеченнябезперебійногофункціонуваннясистеминаданняелектроннихдовірчихпослуг» от 17 марта 2022 года № 300 квалифицированным поставщиком электронных доверительных услуг Государственной налоговой службы Украины осуществляется автоматическое формирование новых сертификатов открытых ключей всем пользователям за 1 день до окончания срока действия старых сертификатов, сроком действия на 1 год. При этом личный ключ пользователя не меняется.
Плательщики, которым не нужно автоматическое формирование новых сертификатов, могут отменить действующие сертификаты одним из способов, приведенных по ссылке: https://ca.tax.gov.ua/blokuvannya.
Кроме того пользователи, имеющие действующие сертификаты, имеют возможность воспользоваться онлайн сервисами:
- повторного, дистанционного формирования сертификатов по электронному запросу для самостоятельного продления срока действия сертификатов на 2 года (https://ca.tax.gov.ua/manage-certificates);
- дистанционного формирования сертификатов для программных РРО, что даёт возможность сформировать юридическим лицам сертификаты для программных РРО (https://ca.tax.gov.ua/certs-request-rro).

В новом году увеличен размер суточных командировочных расходов

Информирует Главное управление Государственной налоговой службы в Черновицкой области (https://cv.tax.gov.ua).
В Главном управлении ДПС в Черновицкой области сообщают, что для работодателей необлагаемый размер суточных определяет подпункт «а» пункта 170.9.1 НКУ.
В 2023 году он составляет:
- для командировок по Украине — не более 0,1 размера минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчётного) года, в расчёте за каждый календарный день такой командировки — 670 грн. (6700 грн. х 10%);
- для командировок за границу — не выше 80 евро за каждый календарный день командировки по официальному обменному курсу гривни к евро, установленному НБУ, в расчёте за каждый такой день.
В случае выплаты суточных в сумме, превышающей указанные размеры, разница облагается налогом на доходы физлиц (НДФЛ) по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%.
Для бюджетных учреждений на 2023 год сумма суточных не изменилась. 
Суммы суточных для командировок определены в приложении 1 к постановлению Кабмина «Про суми та склад витрат на відрядження державних службовців, а також інших осіб, що направляються у відрядження підприємствами, установами та організаціями, які повністю або частково утримуються (фінансуються) за рахунок бюджетних коштів» от 2 февраля 2011 г. № 98. 
С 1 января 2022 года сумма суточных для командировок за бюджетные средства по Украине составляет 300 грн., а для зарубежных командировок сумма определена в долларах США и зависит от страны командировки.

Игорь Ворон, юрист.