НБУ и банкиры рассказали, как заемщикам будут давать кредитные каникулы на время карантина

Опубликовано svetlana - пн, 03/23/2020 - 13:47
НБУ

Банковским кредитным заемщикам предоставят кредитные каникулы на время карантина. В Национальном банке отметили, что обсудили эту инициативу с банкирами и уже готовят соответствующую "нормативку", которую вот-вот примут на заседании правления.

Кредитные поблажки получат заемщики, которые добросовестно выполняли условия кредитного договора и вовремя гасили все платежи, сообщает "UBR.ua". 

Льготный режим обслуживания кредитов на время карантина получит как бизнес, так и физлица.

Что такое льготный период в понимании Нацбанка

В НБУ отметили, что как только они нормативно закрепят льготный период, все финансовые кредитные учреждения, а не только банки, будут беспрекословно следовать рекомендациям регулятора.

"Если население полностью или частично полностью потеряло работу из-за угрозы распространения коронавируса, то банки должны предоставить таким клиентам кредитные каникулы по обслуживанию процентов и основной задолженности на период карантина. После того, как работа предприятий и, соответственно, населения будет возобновлена, то нудно будет перейти у накопленной задолженности и правильно ее реструктуризировать, чтобы это была умеренная нагрузка для людей", – рассказала первый заместитель главы Нацбанка Екатерина Рожкова.

В том случае, если кредитные каникулы будут негативно влиять на капитал банков, НБУ готов будет поддержать его ликвидность. В целом же, говорит Рожкова, регулятор не ожидает каких-либо потрясений для системы в связи с льготным периодом.

Каким может быть механизм

Как рассказали в НБУ, для населения, мелких предпринимателей и малого бизнеса это может быть отсрочка по уплате основного долга и процентов до завершения карантина.

Банки должны разработать для этой категории заемщиков стандартный для всех механизм. По возвращении к нормальной работе, банки сделают реструктуризацию, чтобы не создавать неумеренной финансовой нагрузки для клиентов.

Для среднего и крупного бизнеса нужен индивидуальный подход, отмечают в Нацбанке.

"Некоторые отрасли, такие как туризм, перевозчики, заведения общественного питания страдают в первую очередь. Банки должны дать уверенность заемщикам, что банковская система понимает причины их сложностей. Подробные рекомендации и правила реструктуризаций финализируют в ближайшие дни", – говорят в НБУ.

На последнем совещании регулятора с крупнейшими банками, Нацбанк рекомендовал им рассматривать, в случае возникновения такой необходимости, возможность реструктуризации всех рабочих кредитов по состоянию на 7 марта 2020 года.

"Регулятор предложил окно для реструктуризации в течение двух кварталов, с использованием гибкого инструмента – например, краткосрочные кредитные каникулы, затем – пересмотр условий. Для более "длинных" решений банки имеют различные варианты программ реструктуризаций", –рассказал UBR.ua директор по развитию бизнеса Банка Кредит Днепр Денис Михов.

Кредиты прощать никто не будет

По словам банкиров, решение по предоставлению кредитных каникул банк будет принимать после изучения конкретного кейса.

Для розничных клиентов процедура будет стандартизирована, для бизнеса – на индивидуальных условиях, с особым вниманием к представителям отраслей, которые вынужденно закрылись на период карантина.

"В числе оперативных решений НБУ хотелось бы увидеть разрешение не относить банкам на просрочку платежи по кредитам в марте-апреле. Принимая во внимание массовость потенциальных проблем с обслуживанием кредитов, основная сложность - зарегулированность банковских потребительских кредитов, в частности, требования по защите прав потребителей, не позволяющие изменять условия таких договоров путем акцепта, а требующие письменного оформления всех изменений", – заметил нам Денис Михов.

Банкиры надеются, что сложившаяся ситуация подтолкнет регулятора к упрощению дистанционного обслуживания физлиц.

В целом же, уверяют банкиры, они готовы идти навстречу своим клиентам, подставить плечо в виде отсрочек по погашению тела кредитов на период карантина, отмену штрафных санкций и пр.

Главное, чтобы клиенты открыто говорили банку какой сценарий для них приемлем: уменьшение нагрузки, временная отсрочка по платежам или какой-то другой вариант.

"Мы не будем требовать от них справку из Торгово-промышленной палаты о форс-мажоре. В любом случае каждый случай будет рассмотрен индивидуально, проанализирован и рассмотрен ущерб, который был нанесен бизнесу конкретно от пандемии. Мы максимально, насколько это возможно, будем идти навстречу бизнесу", – отметил в беседе с UBR.ua председатель правления Пиреус Банка Сергей Наумов.

Вместе с этим, регулятор и банки четко отмечают, что никто прощать кредиты не собирается. После карантина все платежи должны будут вернуться в привычные, прописанные в договоре сроки.

"Мы уверены в порядочности и ответственности наших клиентов и понимания ими необходимости выполнении своих финансовых обязательств как необходимого условия стабильной работы банков, финансовой системы и экономики страны", – резюмировал Денис Михов.