«Социалистические помидоры» - днепродзержинские воспоминания

Опубликовано slavkin - ср, 08/24/2022 - 15:52
помидоры

Взяться за эту статью побудили 2 причины – сегодняшний День Независимости Украины и … помидоры. Да-да, те самые, которые ныне продаются в магазинах и на рынках по ценам от 20 (а иногда и дешевле) до 25 гривен. Впрочем, обо всем по порядку.
Сначала – о Дне Независимости. Нет-нет, да и звучат в Каменском голоса – мол, при СССР было все-таки лучше, какую страну про…рали. Да, мы по-прежнему не спорим, что в той стране было немало хорошего, чего так не хватает нашему нынешнему обществу. Но вот воспоминания о помидорах времен Советского Союза показывают – немало там было того, что больше похоже на абсурд.
Львиная доля помидоров в СССР выращивалась, как известно, на полях колхозов и совхозов. И очень часто на уборку урожая этих овощей выезжали старшеклассники и студенты. Знающий читатель наверняка уже догадался – мы чуть-чуть вспомним о советских лагерях труда и отдыха (ЛТО), которые сами старшеклассники и студенты называли «лагерями труда без отдыха».
Под существование таких лагерей, как водилось в СССР, была подведена солидная идеологическая основа. Во-первых, говорилось о трудовом воспитании молодого поколения – пусть юные горожане привыкают к сельскому труду. Во-вторых, подчеркивалось дальнейшее укрепление связей между городом и селом, плакат «Селу – руку дружбы!» тогда даже висел на днепропетровской трассе, как раз возле памятника быку. В-третьих, предполагалось, что патриотически настроенные студенты и старшеклассники обязательно помогут нашему сельскому хозяйству в битве за урожай. А она, эта битва, шла практически все годы существования Советского Союза – как ни лето-осень, так сразу же и «битва». В общем, социалистическая экономика и Продовольственная Программа СССР (а был и такой обширный документ) в действии. А вот что получалось на самом деле, попробуем разобраться.     
Так уж получилось, что автору этих строк довелось выезжать на «битву» за помидоры в ЛТО, расположенные в селах Чаплинка, Хуторское и Лобойковка. Были и другие сельхозкультуры, которые собирали в полях – капуста, картофель, свекла – но почему-то именно помидоры запомнились больше всего. Как были возле Днепродзержинска и другие «лагеря без отдыха» - в совхозах имени Тельмана и «Дзержинец», но именно Лобойковка, Чаплинка и Хуторское стало основным местом приложения подросткового труда юных днепродзержинцев. Итак, как было там с трудом и отдыхом?
Труд

лто 1
Сразу после завтрака студентов вывозили в поле, где их ждали эти самые помидорные плантации. По сравнению с аккуратно ухоженными помидорными грядками хозяев-частников эти плантации не выдерживали никакой критики: обильно заросшие сорняками, в которых обитали полчища комаров и иных летающих кусающихся тварей, помидоры приходилось искать, разгребая заросли руками. Земля зачастую была мокрой после осенних дождей или обильного полива из системы орошения, и рыться приходилось в грязи. Воду, чтобы утолить жажду и вымыть руки, привозили нечасто – иногда приезжала повозка с дремлющим колхозником, явно хапнувшим самогонки, на повозке стояла деревянная бочка с водой. И пока колхозник дремал или пялился на городских девок, а его лошадь мирно что-то жевала, студенты пили воду и мыли руки. 
Для того, чтобы студрабсила не лентяйничала, были установлены строгие нормы сбора помидор за смену, которая длилась с 9-ти примерно до 14-ти часов. Сначала норма была 25 ведер, потом 30, потом 40, а потом и вовсе 50. В зависимости от того, как выполнялась норма, студенту начислялась и зарплата – выполнишь норму, получишь примерно копеек по 10-15 за ведро, не выполнишь, начислят гораздо меньше. При этом в овощных магазинах Днепродзержинска помидоры в ту пору продавались примерно по 15-20 копеек за килограмм, что вызывало наше вполне законное возмущение – откуда такой дисбаланс между зарплатой сборщика и ценой продукта? Но и этот мизерный заработок нечасто доходил до студента: с нас высчитывали за трехразовое питание в столовой, которая была при трудлагере. Питание, честно говоря, было так себе – мясного давали очень немного, в основном каши, перловая или пшеничная, гречка была в дефиците, реже – картошка или яйца. Чай был чисто советско-столовский: приторная светло-коричневая жидкость из огромной кастрюли, которая разливалась по стаканам или кружкам половником, по вкусу ничего общего даже с самым низкосортным чаем не имевшая. Часто  давали молочные супы с теми же кашами, были борщи почти без мяса и котлеты, напичканные хлебом. Зато работницы столовых – румяные дородные колхозницы – тащили домой после смены тяжеленные сумки. Иногда даже мужей с велосипедами вызывали – сумки-то были неподъемные.  
Так вот, за это питание со студенческой зарплаты высчитывались деньги, и порой получалось так, что студент проедал больше, чем зарабатывал. В ЛТО в Лобойковке был случай, когда сразу несколько групп остались без зарплат: директор лагеря так и сказал – проели больше, чем заработали. Правда, среди самих преподавателей ходили слухи, что этот директор ЛТО уж очень сильно дружит с местным колхозным начальством, потому-то и уплыли наши денежки по нужным карманам, но как все было на самом деле, никто теперь не скажет…
Тогда же мы быстро поняли, как можно делать то, что позже назвали приписками, а в Узбекистане даже выявили целую мафию, занимавшуюся приписками урожаев хлопка и ворующей на этом миллионы. Мы, конечно, не узбеки, но кое-чему тоже научились. Например, подходишь с двумя наполненными помидорами ведрами на место складирования и говоришь учетчику – а это был либо преподаватель, либо девочка-студентка – мол, записывай мне плюс еще два ведра! Учетчик записывал, а ты с этими ведрами идешь к ящикам, куда надо высыпать помидоры и… не высыпаешь, а тихонько удаляешься с полными ведрами в заросли помидорных кустов. Отдохнешь, поболтаешь с друзьями, а после с теми же ведрами идешь к учетчику – вот, записывай мне еще два ведра! И такая «карусель» вполне себе работала до тех пор, пока не приедет колхозный бригадир и не выругается по поводу наших «передовых» технологий. 
Кстати, о колхозниках. Они тоже выходили на поля собирать помидоры, но нормы у них были гораздо меньше, а оплата – в разы больше! Потому-то и бывало, что студенты горбатятся на поле, а колхозники и колхозницы отдыхают в тени расположенной рядом лесополосы – а чего утруждаться? Эту проблему – откровенное безделие селян - замечали и возмущались не только мы. Если кто помнит, была в начале 1980-х советская комедия «Баламут». Там герой-студент с друзьями едут в ЛТО, а в колхозе их встречает плакат: «Товарищи колхозники! Поможем студентам собрать картошку!». Увы, никто из высших властей СССР тогда не озаботился этой проблемой.

лто 3
Теперь вопрос – а был ли студенческий труд на полях экономически обоснован, выгоден и государству, и студентам? Нет, нет и еще раз нет! Мы никак не были заинтересованы в результатах своего труда – понимали, что если и выполнишь норму, заработаешь копейки, с которых еще и высчитают за столовую. Потому и ленились, и бросали друг в друга помидоры, и даже кормили ими колхозных свиней. Идешь с поля в лагерь через свинарник и угощаешь хрюшек помидорами, прихваченными на колхозной ниве. Свиньи и поросята довольно хрюкали, наверняка им нравилась наша городская щедрость, а о Продовольственной Программе СССР они думали меньше всего. Впрочем, как и мы. 
Или то, что приходилось видеть – те же помидоры на поле стояли в ящиках по несколько суток, начинали потихоньку гнить и терять товарный вид. Скажите, воспитывало ли это у студентов гордость за советскую экономику? А факт того, что некоторые преподаватели тянули с полей все, что можно, и везли домой? Помнится, один из таких вот «сеющих разумное, доброе и вечное» так навьючил свой «Запорожец», что бедная машина едва тронулась с места. Это что, тоже правильное воспитание? А массовые хищения продуктов в столовых – тоже во благо коммунистического воспитания студентов? 
Об отдыхе
Ну а теперь о том, как отдыхали студенты после «трудов тяжких и праведных». О качестве питания мы уже говорили.  Жили в палатах от 10 до 15 человек, краны с водой и туалеты были на улице, там же были и душевые. Если приезжали в ЛТО осенью, приходилось мерзнуть, отопления в корпусах не было от слова вообще. На весь лагерь было по несколько телевизоров, и на футбол или интересный фильм набивалось по сотне студентов. Праздником были вечерние дискотеки – там можно было и потанцевать, и познакомиться с симпатичными девчонками из другой группы или учебного заведения. А чтобы знакомство проходило веселее, втихаря бегали в сельмаг и покупали дешевое плодово-ягодное (как мы говорили «плодово-выгодное») вино или самогон прямо у селян. Преподаватели пресекали это беспощадно, вот и приходилось идти на всякие хитрости, вплоть до сооружения самодельного подъемного устройства для доставки авосек со спиртным на второй этаж корпуса, прямо в окно палаты. А еще – в ЛТО был строгий милиционер из Днепродзержинска, который выполнял целый ряд задач. Первое: не допустить драк студентов между собой и с селянами. Второе: строго следить, чтобы студенты не пьянствовали, ловить и наказывать нарушителей. И третье: не допускать, чтобы юноши и девушки овладевали друг другом до достижения совершеннолетия и вступления в законный брак. Получалось это у милиционера, честно говоря, не очень…
И вот еще что. Из-за антисанитарии (очереди в душ на улице, фонтанчики с водой тоже), а иногда и из-за «овладевания юношей и девушек друг другом» у студентов заводились такие малоприятные «квартиранты», как вши. Нередко после окончания смены в ЛТО медсестры в школах и учебных заведениях тщательно проверяли учащихся на предмет наличия этих животных. Что ж, такова проза сельской романтики…
ЧП в ЛТО
Они, конечно, были – ведь такая, прямо скажем, беззастенчивая и безответственная эксплуатация подросткового труда обязательно могла привести к внештатным ситуациям. Первая случилась в 1984 году в ЛТО «Романтик» в Чаплинке: там целая группа вышла на помидорное поле и… забастовала! Требования были понятны и просты – снижение норм выработки, увеличение оплаты труда и улучшение качества питания в столовой. Представляете, все это в 1984 году, когда до перестройки-гласности было еще несколько лет! Вмешалось и руководство ЛТО, и районное комсомольско-партийное начальство, прибыла делегация из Днепродзержинска. Слава Богу, до КГБ дело не дошло, «замяли», но сам факт забастовки о многом говорит.
Были случаи и пострашнее. В августе 1985 года в ЛТО «Факел» в Хуторском погиб студент. Получилось, что группа едва-едва приехала в лагерь, даже не успела толком распаковать вещи, а ее сразу же после обеда – на поле. Понятно, что никакого инструктажа по технике безопасности не было и близко. В итоге – студент упал с кузова грузовика при погрузке ящиков с помидорами прямо под колеса, спасти его не смогли. В «Факел» приехала куча начальства, понес ли кто-либо наказание – неизвестно. Зато всех студентов заставили подписать документ, что они-де прошли усиленный курс техники безопасности. Как нетрудно догадаться, подписи ставились, как ныне говорят, "задним числом".
А уже при независимости, в 1996-м, была еще одна трагедия. К тому времени СССР уже 5 лет как не было, но некоторые его традиции в виде ЛТО еще оставались. В одном из лагерей у девушки-студентки завелись вши, лечилась она какими-то дешевыми народными средствами вроде сернисто-ртутной мази. Однако по всему телу пошла жуткая аллергия, дикий воспалительный процесс – и студентка просто сгорела. Такие вот невеселые факты…
Ну и теперь некоторые выводы. Как бы там ни спорили сторонники СССР, далеко не все хорошо было в той стране. Были не обоснованные ни политически, ни экономически, а просто абсурдные проекты вроде ЛТО. Как знать, может потому и «накрылась медным тазом» сначала Продовольственная Программа, а затем и сам Советский Союз.
И о помидорах. Сегодня они, конечно, стоят не 15-20 копеек, как при Союзе, а по 20-25 гривен, но зато они в изобилии и всегда есть выбор, можно отобрать себе самые хорошие, по своему вкусу, а не рыться в гнилье, как было тогда. Это, в том числе, и потому, что выращивают и собирают их не лентяи-колхозники и не студенты-пофигисты, а люди, которые заинтересованы в количестве и качестве производимого продукта, это – их доход. Не будет нужного количества и качества – никто «горе-аграриев» кормить не будет, останутся без копейки. Суровые законы рынка? Да, но лучшего пока человечество не придумало. А все попытки подменить рынок чем-то вроде ЛТО канули в Лету. Ибо рынок всегда выигрывает у добровольно-принудительной системы, какими бы звонкими фразами эта система не прикрывалась.
С Днем Независимости!