В Нацбанке рассказали, как противодействовать навязчивым коллекторам

Опубликовано Margarita - пн, 09/14/2020 - 08:05
коллектор

Финкомпании и коллекторы не имеют права на обработку персональных данных украинцев без их согласия.

Если гражданам поступают звонки и письма по кредиту, который они не оформляли и не выступали поручителем, можно говорить о нарушении закона, защищающего персональные данные, сообщила пресс-служба Нацбанка со ссылкой на 535 жалоб за июль 2020-го на действия коллекторов.

Две главные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты:

  • коллекторы звонят должнику с угрозами;
  • контактируют с родственниками или соседями должника, которые не имеют отношения к кредиту.

"Номер телефона человека и его домашний адрес – это конфиденциальные данные. Финансовая компания и коллектор не имеют права на их обработку без согласия владельца", – отметили в НБУ.

Кроме нарушения законодательства о персональных данных коллекторы использую такие незаконные методы:

  • круглосуточные звонки должнику и членам семьи, использование бранных слов в сообщениях, распространение оскорбительных фотоколлажей – это все нарушает статьи Конституции Украины, Гражданского и уголовного кодексов;
  • угрозы о принудительном взыскании долга – только государственные и частные исполнители имеют законодательные основания для таких действий, а коллекторские компании уполномочены только информировать должника или поручителя о наличии кредитного долга.

Также в центробанке рассказали, как действовать, если звонят коллекторы:

  • узнать название коллекторской компании – если гражданин не имеет отношения к кредиту, нужно объяснить ситуацию и попросить прекратить звонки;
  • в случае продолжения звонков – обратиться с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, в контакт-центр НБУ, а также к уполномоченному парламента по правам человека или в суд;
  • в случае угрозы от коллекторов – обратиться в правоохранительные органы.

Со своей стороны, НБУ присоединился к разработке законопроекта, над которым работает профильный комитет, об определении правил работы коллекторов, запретить неэтичное поведение и установить санкции за нарушения. Среди главных изменений предлагаются:

  • банки и финкомпании еще на этапе подписания договора должны предупреждать клиента о привлечении коллектора в случае просрочки по кредиту;
  • коллекторы обязуются соблюдать требования этического поведения;
  • Нацбанк будет вести их реестр;
  • банки и финкомпании будут контролировать поведение привлеченных ими коллекторов, а также обязаны сообщать НБУ о заключении сделок с такими компаниями.