В Украине весной 2020 года в супермаркетах продают по завышенным ценам картофель, но эта цена будет расти, потому что не все продовольственные рынки практически работают и мелкие агропоставщики не могут там продавать свою продукцию, а спрос становится наиболее концентрированным именно в супермаркетах. Об этом в комментарии ГолосUA сообщил экономист Олег Пендзин.
«Импортные овощи сегодня в Украине дороже, чем у отечественного товаропроизводителя, но цена на рынке формируется по цене импорта. Это объясняется тем, что до сегодня украинскому товаропроизводителю крайне сложно выйти на полки супермаркетов. Дело в том, что украинские товаропроизводители основным рынком для себя видят сельхозрынки, которые открыты в городах. Выход на крупного ритейлера предполагает наличие достаточно объемных партий в более-менее вменяемой упаковке. Это именно то, что отличает импорт. И то, что мы видим на полках магазинов, это все-таки чаще цена импорта», - объяснил экономист.
О.Пендзин также добавил, что, по его мнению, в период карантина не все продовольственные рынки смогут работать, даже если им это позволят.
«Цена украинского картофеля это цена того, что можно найти на сельхозрынках, которые только-только (в рамках ослабления карантинных мер) начали открываться и, скорее всего, у них еще впереди много эпидемиологических проблем.
Я думаю, что часть рынков будет закрываться, а у части рынков будут проблемы в связи с несоблюдением норма и требований, которые предъявляет Минздрав сегодня, и это объективно и это будет вести к удорожанию продукции. Эта ситуация отражает реалии, в которых мы живем: сельхозрынки и, скажем, рынки стихийные, где мелкий производитель имел возможность выставить свою продукцию, а очень часто это излишки того, что сельчане выращивали для себя и просто продают излишки. У нас очень часто на рынке, особенно, когда речь идет о продаже овощей, в частности, картошки, реализуются именно как излишки. Обычно до 90% продаваемой на рынках картошки это то, что выращивали для себя, то есть это то, что обеспечивается домохозяйствами населения. И этот сегмент продукции неконкурентен импорту, который поставляется в Украину десятками или даже сотнями тонн.
Трудно представить, что какая-то бабушка сможет донести свой урожай до супермаркета, тем более, что там стоимость захода на полки очень дорогая. Кроме того, наши супермаркеты берут товар на условии «под реализацию» и смогут перечислить, это в лучшем случае, деньги поставщику только через 20 дней. Какой мелкий фермер сможет себе позволить ждать 20 дней? У них обычно нет оборотного капитала», - сказал аналитик.