В субботу, 21 мая, на Малой сцене была представлена пластическая драма по повести Ивана Бунина «Митина любовь». Киевский экспериментальный театр «Золотые ворота» (режиссёр – Влада Белозоренко, известная в нашем городе своими работами) показал свою версию бунинской истории под названием «Митина любовь. Дневник».
Признаться, я несколько опасалась услышать Бунина, чья проза может считаться образцовой (студенты филфака в своё время учили русский язык по этим текстам), в переводе. Очень тонкая, лирическая повесть, где столько полутонов, поэзии, воздуха трудно представлялась в часовом спектакле. Однако сомнения развеялись: перевод был на уровне, а вкрапления украинского фольклора как бы приближали нас к происходящему когда-то в русской деревне.
Пьеса построена как дневник-воспоминание героя о своей первой любви. Поэтому на сцене было два Мити – один сегодняшний, более взрослый, циничный, умудрённый отрицательным опытом, способный трезво оценить события того времени, и Митя юный – застенчивый, робкий, пылкий, искренний в своей любви, ненависти и страдании. Виталий Ажнов и Дмитрий Олейник играют одного человека, по большому счёту они двойники друг друга в разные периоды жизни, и мы не смогли бы понять, почему Митя-взрослый стал таким, без Мити-юноши. Первое серьёзное чувство к женщине, которая сводит с ума, заставляет ревновать, остро чувствовать фальшь, перерождает душу. Митя умом понимает, что его Катя (Анастасия Салата) – не идеал и далека от морального совершенства, она кокетка и относится к нему свысока, как к неразумному мальчишке, но…Она юна, прелестна и обворожительна даже в своём бесстыдстве, и потому он безоружен перед этими чарами. И чем больше он её ревнует, тем больше мучает, упрекает, обожает и – любит.
Разлука с возлюбленной заставляет его острее чувствовать запахи, звуки, приближение весны, понимать поэзию, видеть привлекательность других женщин. Он готов застрелиться, не находя выхода своим мыслям и чувствам. Митя пишет письма, страстные и нежные, но ответа нет, а томление души и тела настойчиво толкают его в объятия другой, где всё понятней – «пятёрка» за услуги и никаких терзаний. Анастасия Салата играет сразу несколько героинь – Катю-идеал, Катю-актрису, Катю-светскую даму и всех деревенских девок – Парашку, Соньку, Алёнку одновременно. В конце пьесы остаётся одна, собрав в себя черты всех – Митя получает письмо, в котором Катя сообщает, что выбирает искусство, а потому уезжает с директором театральной студии - старым развратником, к которому Митя ревновал её ещё в Москве. Цокот лошадки, которым заигрывает с Митей Алёнка, теперь изображает Катя. Всё светлое, чудесное, возвышенное ушло, остаётся только примитивная и пошлая женская суть.
Используя минимальный набор декораций – куча сена, опавшие листья, перчатка, ведро, актёры играют не столько внешние события, сколько внутреннюю дилемму, превращение мальчика в мужчину, мучительное и болезненное.
На Основной сцене фестиваля нам предстоит увидеть ещё один вариант «Митиной любви» («Жара», 24 мая). Что ж, будет возможность для сравнения режиссёрских решений и сценических образов.
С.Садовенко, для «Кстати+».