22 мая, в воскресенье, на Малой сцене фестиваля зрители встречали «Песок из урн» - театральный перформенс в исполнении актёров Eastcenter/Независимой театральной лаборатории, Черновцы.
Олег Мельничук, художественный руководитель коллектива, перед спектаклем обратился к зрителям. Он принёс извинения за замену спектакля (в афишах программы фестиваля был заявлен «Побег, или Стирка иллюзий») по объективным (травма актрисы) причинам. Тот перформенс, который представлен сегодня, рассчитан на большую сцену, он игрался и в музее Шиндлера в Кракове, и на площадках под открытым небом. Этот спектакль стал возможен благодаря посольству Австрии, которое поддерживает театр, в том числе и его участие и в этом фестивале, и гастроли за границей.
Спектакль идёт на трёх языках: украинском, русском и немецком, но это не затрудняет восприятие, скорей подчеркивает некие исторические и временные параллели. «Песок из урн» - это название сборника стихотворений известного немецкого поэта Пауля Целана, человека сложной и трагической судьбы, лауреата многочисленных литературных премий, который на пике своей славы, в 1970 году, покончил с собой. Во время Второй мировой войны он потерял свою семью, а его судьба – вечное скитание по разным странам, где он никак не может найти ни покоя, ни родины. Сам спектакль – это калейдоскоп картин через призму восприятия мира Поэтом. Этот мир страшен, в нём существует нацизм, концлагеря, насилие, тоталитарные государства. Как ребёнку постичь всё это, где можно найти ответы и точку опоры? Звучат стихи Мандельштама, Кафки, проецируются картины Марка Шагала. Актёры перевоплощаются в Ту-что-Была-Мамой, - Любимой, - Другом, - Палачом, -Поэтом. Происходящее на сцене иногда шокирует – льётся вода, летит мыльная пена, звучит странная музыка, разбрасываются книги. Декорации постоянно меняются, трансформируются в нечто прямо противоположное: барабан, куклы, полки с книгами, бельевые верёвки, пюпитры то создают мирную картину детства, то нечеловеческие испытания заключенных концлагерей, то горечь вынужденной эмиграции. Пред зрителями проходит история и Поэта, и всего страшного столетия, в котором каждый человек – лишь заложник времени, он несвободен принимать решения, он только может подчиниться обстоятельствам, какими бы страшными они не были. Единственное, что может спасти – это любовь и поэзия, но даже она не всесильна. Целана упрекали в том, что он спекулирует на памяти своих погибших близких, «умело и трогательно» рассказывая о тех страшных событиях. Для поэта эти обвинения закончились нервным срывом, психиатрической клиникой с диагнозом «шизофрения» и в конечном итоге смертью.
Сам спектакль заставляет думать, страдать, сопереживать, вызывать в какие-то моменты отторжение, когда хочется зажмуриться от ужаса, происходящего на сцене. Не оставляет он равнодушным от масштабности замысла, актёрской игры и тех эмоций, которые вызывает у зрителей. Значит, главная цель спектакля – достигнута.
На Основной сцене 22 мая, в воскресенье, «Гамлет», который представляет наш театр. Мы желаем успеха всему коллективу и надеемся, что этот спектакль по достоинству оценят не только зрители, но и жюри фестиваля.
С.Садовенко, для «Кстати+».