13 мая в Днепродзержинском академическом музыкально-драматическом театре им. Леси Украинки состоялась премьера, которую ждали давно. Есть спектакли, которые «приходят и уходят», а есть те, которые ты будешь вспоминать всю жизнь. Итак, на днепродзержинской сцене Вильям Шекспир – «Гамлет».
Нет, наверное, человека, который бы не слышал об этой знаменитой трагедии, даже если он не любит театр и прогуливал уроки литературы в школе. Другое дело, что именно мы помним о ней. Кроме условного сюжета и имён героев, да ещё знаменитых «Быть или не быть» и «Бедный Йорик», согласитесь, не так много. А теперь у зрителей появилась возможность взглянуть на хрестоматийную историю чуть-чуть под другим углом. Конечно, художник-постановщик (Ирина Кохан) сделала всё возможное и невозможное, чтобы создать сцену, которой у нас никогда не было. Галереи, переходы, движущиеся платформы, занавес и сама сцена, уходящая в глубину, создают колорит средневекового замка, мрачного и величественного одновременно. Костюмы героев, продуманные до мелочей. Свет, звук, спецэффекты, музыка работают на погружение в атмосферу шекспировского текста, на погружение в реальность страстную и безумную.
Было вначале немного тревожно за наших актёров – смогут ли они всё это «вытянуть», ведь «Гамлет», согласитесь, заявка очень серьёзная, недаром билеты были раскуплены за две недели до премьеры. К середине первого действия уже можно было быть спокойным – спектакль получится. Геннадий Василенко в главной роли вызывал противоречивые эмоции – его было жаль, у него получалось быть остроумным, жёстким, циничным, нежным, потерянным и жестоким. Во многом благодаря его усилиям спектакль не стал скучным и не превратился в фарс.
Особая роль у Олега Волощенко – Клавдий. Начинаешь понимать Гертруду (Марина Юрченко) – как было устоять перед таким мужчиной! Да, он подлец, он убил брата, вероломен, хитёр, но…Олег Волощенко сумел нам показать трагедию человека, который прекрасно сознаёт степень всех своих прегрешений, не оправдывается и не просит прощения у небес – он просто не имеет на это права. И…его становится жаль, он по-своему несчастен, ведь для достижения своих целей ему пришлось пойти на преступления, о которых жалеть глупо – он достиг того, к чему стремился. Гертруда в его руках – просто слабая, влюблённая женщина, которая не в состоянии была противиться этому натиску обаяния. Она искренне не понимает, в чём её обвиняет сын – она просто хочет быть счастливой, здесь и сейчас, вот с этим мужчиной, пока она ещё молода и красива, пока её любят. И вот что интересно – покойный муж её не судит, жалеет.
Вообще, подбор актёров очень удачен. Сергею Чулкову (режиссёр-постановщик) удалось угадать и раскрыть по-новому потенциал своих подопечных. Стопроцентное попадание в цель - Дмитрий Алексеенко (Полоний). Трогательна, чиста и жертвенна Офелия (Татьяна Самойленко). Самоотверженный и наивный Лаэрт (Евгений Конорев). И, конечно, Анатолий Вертий (призрак отца Гамлета).
Финал трагедии помним – «все умерли». Но режиссёр нам показывает несколько иную причинно-следственную связь. Призрак забирает к себе единственного сына, жену, брата, всю семью Полония, даже ни в чём, по сути, не виновных Розенкранца и Гильденстерна. Так кто же в большей степени злодей – Клавдий, убивший одного брата, или добрый, мудрый и честный бывший король (каким его считает сын), истребивший всю династию и иже с ними, оставивший страну на произвол судьбы?
Безусловно, это взрослый спектакль для взрослых людей, которым после премьеры, возможно, захочется ещё раз перечитать Шекспира, по-другому вдуматься в знакомые строки, в истины на все времена.
Уверена, что такой спектакль по достоинству будет оценён не только зрителями, но и жюри фестиваля «Классика сегодня». А мы пожелаем всему коллективу (а задействован действительно весь коллектив) успеха, вдохновения и сил!
С.Садовенко, для «Кстати+».