16-17 марта в Театре им. Леси Украинки – премьера. Жанр необычный – современная притча. Название интригующее – «Урод». Автор пьесы – немецкий драматург Мариус фон Майенбург. Постановщица – Юлия Мороз, молодая киевская режиссерка, которая, по ее собственным словам, не ищет легких путей. Мы поинтересовались у Юлии, что привело ее в режиссуру, а чуть позднее в наш театр, и почему ее выбор пал на пьесу «Урод».
- Юлия, почему режиссура? Девушек чаще привлекает актерская профессия….
- И меня привлекала... Участвовала в детских конкурсах.В школе ставила сценки и спектакли. Занималась в театральном кружке.Даже в сериале «Школа гениев» довелось сняться. Но с каждым днем во мне укреплялась мысль, что я не самая гениальная актриса (улыбается). Кстати, что-то похожее было у меня и со стихосложением. Вдруг поняла, стихи-то хорошие, но не так, как у Пушкина.
- Или гениально или никак?
- Да, планка у меня высокая. После долгих раздумий решила поступать в ВУЗ на телеведущую. Поехала в Киев. К слову, сама я родом из Днепра. ВКиевском Национальном университете культурыиискусств как раз был день открытых дверей. Один из педагогов мне и говорит: «Профессиютелеведущей можно освоить и за полгода на курсах, арежиссура – это ремесло». Во мне эта фраза глубоко засела. Вот так абсолютно случайно определилась моя судьба. Поступила я в КНУКиМ на режиссерский факультет и уже на первых занятиях поняла, что это мое.Мне есть о чем поговорить с людьми.
- И о чем ты уже успела поговорить со зрителем? Расскажи о своих предыдущих работах?
- В спектакле «Бути знизу» («Дикий театр», Киев) затрагивается проблема положения женщины в обществе.С какими видами дискриминации она сталкивается.Для меня это очень важный знаковый спектакль. «Сама хотіла»(«Золотые ворота», Киев) поднимает вопросы физического и психического насилия.
- Серьезная тематика…
- Для меня театр – это платформа для диалога.Существуют проблемы, так сказать, невидимые – обществу неудобно их затрагивать – а мне хотелось бы сделать их видимыми, чтобы люди задумывались. От каждого из нас зависит,как мы живем, какая культурная среда нас окружает. Мы формируем ее. Я понимаю, что спектаклем радикально положение не изменить, но можно пробудить в человеке желание перемен. И если в зале на 150 человек найдутся 5, которые захотят меняться внутри себя и таким образом менять окружающую среду, я думаю, что это будет положительный результат.
Конечно,работа над спектаклем – это постоянный стресс. Но когда в Фейсбуке видишь пост женщины, которая пишет, что узнала себяв моем спектакле и хочет изменить свою жизнь – я чувствую кайф. Таких моментов огромное множество...
- Твои спектакли идут в киевских театрах. Но ты решаешь на время оставить столицу и попробовать свои силы в Каменском. Почему?
- В театре «Золотые ворота», я познакомилась с Владой Белозоренко. Здесь в Каменском она поставила несколько очень успешных спектаклей («Отель двух миров», «Осторожно, женщины!», «Метод Гренхольма» – прим. авт.).Влада говорила только хорошее об этом театре. Здесь теплая душевная атмосфера, актеры и руководство хотят чего-то нового, хотят воздуха… Здесь дают возможность не просто заниматься ремеслом,а творить, сделать что-то, надеюсь, значимое…Поэтому, собственно говоря, я здесь.
- Ставишь спектакль «Урод»…. Почему именно эту пьесу?
- Пленила своей актуальностью, ироничностью. История «Урода» очень проста: человек, который влюблен в науку, узнает, что он некрасивый и, чтобы иметь возможность представлять свое изобретение на конгрессе, ему необходимо изменить лицо. В результате с главным героем происходят метаморфозы, и не только внешние…Пьеса касается каждого.Все мы ощущаем давление окружающего мира.Каждый в какой-то момент становится перед выбором:либо предать себя,либобыть отринутым обществом и остаться за бортом. Но с другой стороны, эта пьеса не агитплакат, она не подразумевает прямой артикуляции идеи. Это иносказание. Выводы у зрителей будут рождатьсясами собой.
Пьеса интересна по своей структуре.Вней одни и те же актеры играют разные роли, не выходя со сцены, не меняя костюмы, грим –перевоплощаютсямгновенно. Разные персонажи, у которых одинаковые имена. Почему? Значит, есть у них что-то общее. Но что?
Интересен монтаж пьесы. Такое чувство, будто мы видим клип:один кадр сменяет другой – все это происходит молниеносно.
- Как работалось над спектаклем?
«Урод» меня разделил на две части: я одновременно любила и ненавидела эту пьесу. Любила за интересную структуру, за тему. И боролась с «прыгающими» диалогами, воевала с пьесой, внедряя в нее свой замысел. Но легких путей мы не ищем (улыбается).
Постановка– это ресурсопоглощающий процесс, очень нервный, тревожный. И даже, если я полночи не спала, волнуясь за спектакль, мысленно прокручивая новые сцены, каждая репетиция, поход в пошивочный цех или к бутафорам запускает во мне моторчик, который дарит энергию и вдохновение!
В «Уроде» я окружена людьми с горящими глазами, людьми, которые оказались близки мне по духу, отчасти близки по эстетике.
У нас в спектакле все выверено и просчитано. Каждая поза, жест, поворот головы…Спектакль очень сложный технически, но очень красивый. Без ложного кокетства скажу, совместными усилиями получается очень стильный современный спектакль, с захватывающей картинкой.
Алена Карапыш.