Сегодня – один из самых «черных» дней в новейшей истории Днепродзержинска.
2 июля 1996 года трамвай 6-го маршрута из-за отказа тормозов потерпел аварию на перекрестке проспекта Аношкина и улицы Чапаева, погибли на месте и умерли от полученных травм несколько десятков днепродзержинцев. Все ведущие мировые информационные агентства сообщили тогда о нашей катастрофе, тогдашний президент Леонид Кучма даже отменил все торжества в Киеве, посвященные принятию Конституции Украины. А с подачи тогдашнего премьера Павла Лазаренко в Днепродзержинске появились новые трамвайные вагоны «Татра-Юг», казалось, выводы сделаны и больше никогда поврежденные трамваи не выйдут на городские линии.
Сегодня, спустя, 18 лет после трагедии, приходится признавать – нет, должных выводов не сделано. На линии сейчас выходят лишь около 15 вагонов, большинство из них – явно устаревшие и отслужившие свой срок, а значит – потенциально опасные для пассажиров. Обновления трамвайного парка так и не случилось: после «лазаренковских» вагонов, которые появились в 1996 году, сразу после аварии, был еще один «Татра-Юг», подаренный президентом Кучмой в 2000-м, в честь 250-летия Днепродзержинска. Лишь в нынешнем году город все-таки сподобился купить еще один новый трамвай днепропетровского производства, и то до сих пор непонятно, насколько законным была покупка и рассчитались ли за нее местные власти. Шумно принятая в 2012-2013 годах программа выделения Днепродзержинску 100 миллионов гривен из Государственного бюджета на покупку новых трамваев и автобусов, начатая при содействии тогдашнего премьера Николая Азарова, как-то потихоньку затихла – то ли канула в Лету вместе со сбежавшим Николаем Яновичем, то ли деньги в бюджете сейчас нужнее на войну с мятежным Юго-Востоком, чем на обеспечение безопасности днепродзержинцев. Новый президент Петр Порошенко еще во время предвыборной кампании вроде как обещал не забывать об обновлении трамвайного парка Днепродзержинска, да только вспомнит ли он свои обещания теперь, после избрания на главный пост Украины. Помнится, в 2012 году кандидат в народные депутаты от тогдашней оппозиции Глеб Морохов обещал заняться обновлением трамвайного парка в случае своего избрания. Даже намекал – мол, если не изберут, буду решать эту проблему через своих однопартийцев в Верховной Раде. Сегодня бывшая оппозиция стала властью, казалось бы, самое время Глебу Олеговичу сделать доброе дело и «выбить» в Киеве деньги на новые трамваи, тем самым увековечить память своего легендарного деда, многолетнего руководителя городского трамвайного хозяйства Александра Морохова. Да только не спешит Глеб Морохов помогать нашему трамвайному предприятию…
А есть ведь и другие проблемы. По-прежнему с большим скрипом выделяются деньги из Киева в качестве компенсации за перевозку льготных категорий пассажиров, а тут еще и выяснилось, что «Пивднекомбанк» «зажал» деньги на зарплату трамвайщикам Днепродзержинска. Остается только удивляться менеджерам днепродзержинского КП «Трамвай» - как можно было держать деньги серьезного предприятия в таком, прямо скажем, проблемном банке? Ведь достаточно было просто взглянуть на историю этого финансового учреждения: появился этот банк в середине 2000-х годов, точнее, даже не появился, а возродился. Когда-то, еще в 90-х, банк этот был под контролем опального Павла Лазаренко, потом рухнул, и лишь затем его начали возрождать новые инвесторы. То есть, история «Пивденкомбанка» весьма нелицеприятна – имеется печальный опыт банкротства, восстановлен малоизвестными людьми, да и не входит он в группу ведущих банков Украины, как те же «Приват» или «Аваль». Откуда взялось решение разместить в проблемном банке деньги коммунального предприятия, то есть деньги городской общины, кто принимал столь экономически неграмотное и опасное решение? Разобраться бы, если это действительно кому-то сегодня надо… А пока что просто помянем тех, кто погиб 18 лет назад и все-таки будем надеяться, что такая беда больше не постучится в наш общий дом – Днепродзержинск.
И еще о 2 июля. Сегодняшний день ожидается с опаской в связи с войной в Донбассе, о которой мы уже говорили. Смотрите сами – цифра 2 становится трагичной в этой войне. 2 мая были заживо сожжены десятки одесситов. 2 июня украинская авиация нанесла ракетный удар по жилым кварталам Луганска – погибли мирные граждане. Что принесет нам 2 июля, да еще теперь, когда Порошенко решил «воевать до победного конца», даже и предположить страшно…