Де-«Укрзализныця»

Опубликовано admin - ср, 08/08/2018 - 08:04
Путевые заметки о непутевой госструктуре. В последние годы об «Укрзализныце» у нас говорят, в основном, по двум поводам – о декоммунизации и о регулярном росте тарифов. А еще несколько недель назад профильный министр Омелян заявил, что в течение ближайших то ли 15-ти, то ли 20-ти лет в прошлое уйдет такой пережиток Советского Союза, как плацкартные вагоны. Наш журналист имел несчастье совсем недавно воспользоваться услугами «Укрзализныци» и по достоинству оценить все то, что происходит на железной дороге страны. «Девоздухизация» Пару лет назад с большой помпой провели декоммунизацию – переименовали станции с «неправильными» названиями, наспех прилепили новые. В Каменском с вокзала кое-как сбили буквы «Днепродзержинск» и пристроили новые «Каменское», вместо станции «Баглей» появились буквы «Каменское-Запорожье». И, как и положено, радостно отрапортовали – мол, с проклятым прошлым покончено, теперь «Укрзализныця» заживет по-новому. Вот только авторы победных рапортов, видимо, очень и очень нечасто бывают на вокзалах, особенно в общих залах. В Каменском на вокзале зачем-то убрали все скамейки с первого этажа, и людям просто негде присесть в ожидании поезда или своей очереди в кассе. На втором скамейки остались, но вот их состояние явно оставляет желать лучшего, да и не хватает этих скамеек на всех желающих. А вот Львове на вокзале скамеек в общем зале ожидания тоже маловато, а на перронах их вообще нет, вот и стоят люди в ожидании поезда с горами сумок и чемоданов. Декоммунизация декоммунизацией, но об элементарных удобствах для пассажиров неужели так трудно подумать? А на вокзале в Каменском для пассажиров есть еще один сюрприз – по всему помещению вокзала стойкий резкий запах из туалета. Когда-то, в далеком 2003 году, когда вокзал капитально отремонтировали, этот запах исчез, но в последние годы он снова стал неизменным атрибутом, иногда просто трудно дышать. Вот так и получилось – вместе с декоммунизацией на нашем вокзале эдакая «девоздухизация»… «Девагонизация» О состоянии большинства пассажирских вагонов – «отдельная песня». Во-первых, в том вагоне, где довелось ехать, напрочь отсутствует кондиционер. Окна открыть тоже проблематично – большинство из них просто задуты монтажной пеной, видимо, чтобы зимой в громадные щели не залетал снег. Но до зимы далеко, а ехать в июльской духоте вообще невыносимо. Двери в купе перекосились и закрываются с большим трудом. Ковровая дорожка в коридоре – словно из самого убогого бомжатника. О состоянии туалета вообще говорить не приходится – грязь, вонь, неисправная педаль смыва и, что самое отвратительное – все содержимое унитаза, как и в старые времена, выливается прямо на рельсы. Это как, мы идем-едем в Европу? В тамбуре – то же самое – выломанные двери, грязь. А чего еще можно ожидать, если вагон выпущен в начале 80-х годов прошлого века? Руководители «Укрзализныци», регулярно повышая тарифы, клянутся-божатся – мол, вагоны старые, вот повысим цены на проезд и тут же купим новые, европейские. Как-то незаметно, что наши с вами денежки идут на новые вагоны, пока что большинство вагонов – старые, производства ныне несуществующей Германской Демократической Республики. Помнится, несколько лет назад «Укрзализныця» с гордостью сообщила, что теперь, согласно вновь принятому Закону, в вагонах вообще запрещено курить, даже в тамбуре, есть даже объявления с угрозой штрафовать курильщиков на 340 гривен. Но позвольте, а как заядлому курильщику перенести 18 часов поездки? Ведь привычка – это вторая натура, вот и приходится втихаря покуривать даже не в тамбуре, а в переходах между вагонами. Курильщики возмущаются – вот дожили, в стране пропаганда массово поддерживает сексуальные меньшинства, даже целые марши геев и лесбиянок проводятся под охраной тысяч полицейских, а курильщики в изгоях оказались. Конечно, это шутка, но ведь в каждой шутке есть доля шутки, а все остальное – правда. А если серьезно, то Закон о запрете курения предусматривает, чтобы для курильщиков отводились специальные зоны, дабы они травились сами и не травили других. Но таких зон, как и многого другого, на «Укрзализныце» просто нет. «Делокомотивация» Не меньшую грусть вызывает и состояние локомотивного парка. В основном используются электровозы ВЛ советского производства и ЧС, выпущенные в ныне несуществующей Чехословакии. И те, и другие – выпуска 70-80-х годов прошлого века. Понятно, что они крайне изношены, это даже по внешнему виду легко определить. И, что самое прискорбное – и в нынешней России, и в нынешней Чехии такая техника уже давным-давно не производится, то есть запчастей на наши локомотивы уже нет! Еще с десяток лет – и тянуть поезда будет нечем! Чем старые электровозы менять будете, господа чиновники? Подо Львовом запомнилась удручающая картина – обшарпанный электровоз тянет по маршруту такую же обшарпанную электричку с пассажирами. Видимо, электричка, выпущенная в 70-х годах прошлого века в Риге, своим ходом идти уже не может… Правда, несколько месяцев назад президент вроде бы обещал купить втридорога новые американские электровозы, но… Во-первых, все-таки втридорога, а во-вторых, у нас же в Украине есть предприятие, которое может само выпускать электровозы! Речь идет о бывшем Днепропетровском тепловозоремонтном заводе (ДТРЗ), где еще с десяток лет назад освоили выпуск отечественного электровоза ДЭ. Но что-то не слышно, чтобы ДТРЗ был завален госзаказами, да и украинских электровозов на линиях почти не видно… Почти по «Крокодилу» Когда-то, еще при СССР, в стране выходил юмористический журнал «Крокодил», который, в пределах дозволенного, критиковал недостатки советской системы. В конце 70-х годов прошлого века там появилась карикатура – стоит вагон пассажирского поезда «Москва-Сочи», из окна служебного купе проводника на улице торчат две перекладины, между ними натянут гамак, а в гамаке спит мужик. И комментарий – «Этот проводник места в своем служебном купе продал, теперь с ветерком на юг поедет». Увы, это похабное явление – «левые» доходы проводников – никуда с тех пор не исчезло. В служебном купе проводников один раз довелось лицезреть двух колоритных теток, второй раз – молодого человека со своей юной подружкой. Вряд ли эти люди имеют какое-либо отношение к «Укрзализныце». Сам же проводник пришел ночью и улегся спать… в купе среди пассажиров. Понятно, что места в своем служебном купе проводники просто продают за наличные. Удалось даже узнать расценки: если у вас есть билеты в купейный вагон, но вы хотите побыть в купе только вдвоем и ехать более-менее комфортно, проводнику за дорогу от Львова до Днепра надо «дать на лапу» 400 гривен, и служебное купе в вашем распоряжении. Если вы вообще едете без билета – разговор другой. Кстати, во Львове по секрету рассказали, что если у вас нет билета, а надо ехать – без проблем. Нужные люди подведут вас к какому-то захудалому киоску, киоскер позвонит кому надо – и к вам тут же подойдет человек, который договорится с проводниками нужного вам поезда. Понятно, что совсем не бесплатно. В общем, все поставлено на поток, работает целая мафия. Лихо берут проводники и «попутчиков» - если кому-то лень или недосуг ждать электрички или рейсового автобуса – пожалуйста, все за наличный расчет. Так, дорога от Пятихаток до Днепра оценивается в 50 гривен. И едут такие пассажиры без мест, без билетов, зато проводники счастливы. Понятно, что собираемые ими «проездные» деньги идут «мимо кассы» «Укрзализныци». Так может, железнодорожным руководителям надо порядок среди своих проводников навести, а уже потом тарифы поднимать? А то совсем невесело получается – проводники занимаются «частным извозом» на государственной технике и оборудовании, то есть зарабатывают за ваш с нами счет. Журнал «Крокодил» ныне в Украине не выходит, но, может, хоть кто-то поднимет проблему «левачества» на железных дорогах нашей страны? Вместо эпилога Вернемся к началу нашей статьи, а именно – к общению пана министра Омеляна, что лет через 20 в Украине исчезнут плацкартные вагоны. Прав, ой как прав министр: если так будет и дальше, то через 20 лет плацкартные вагоны уйдут в историю. А вместе с ними – и купейные, которые просто развалятся, и локомотивы, которые выходят все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации. И будет самая настоящая де-«Укрзализныця»…