Электронный учет трудовой деятельности: что, как и чего следует опасаться

Опубликовано slavkin - пн, 02/22/2021 - 06:56
Ворон

5 февраля с. г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» (законопроект № 3623), который отменяет обязанность предприятий, учреждений и организаций вести трудовые книжки в их традиционном бумажном виде.В той или иной степени это новшество отечественного трудового законодательства наверняка коснется подавляющего числа украинцев, которые работают по найму. Поэтому остановимся на этом более подробно. 

Новая редакция статьи 48 КЗоТ
Напомним (на всякий случай), что в настоящее время основным трудовым законом в нашей стране является Кодекс законов о труде, который был принят еще в прошлом веке, в далеком уже 1971 году как «Кодекс законов о труде УРСР». В 1992 году отечественный законодатель решил заменить в названии Кодекса и его тексте слова «Украинской ССР» на слово «Украина».С тех пор вот уже почти 19 лет в старую советскую «трудовую конституцию», которая теперь носит название «Кодекс законов о труде Украины», народные избранники регулярно вносят большие и маленькие изменения, приспосабливая прежний свод трудовых законов к новым реалиям трудовых отношений другой общественно-экономической формации, основанной на частной собственности. А в это время новый Трудовой кодекс Украины — вот уже много-много лет — все еще ждет своего рождения, покрываясь пылью под куполом Верховной Рады.   
Жизнь, время, прогресс, новые технологии берут свое и вносят свои коррективы, в том числе и в области регулирования трудовых отношений. Это неизбежно, как смена времен года. Столкнувшись с насущной необходимостью введения электронного документооборота в трудовой сфере, народные избранники и на этот раз не стали изменять своей многолетней традиции, поэтому вместо нового Трудового кодекса в очередной раз поставили «заплатки» да подредактировали статьи старого Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ). В связи с необходимостью замены бумажных трудовых книжек электронным реестром статья 48 КЗоТ была изложена в новой редакции. Теперь она имеет такой вид: «Статья 48. Учет трудовой деятельности работника.
Учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
По требованию работника, который впервые принимается на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу.
Собственник или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе.
Порядок ведения трудовых книжек определяется Кабинетом Министров Украины».
Если еще сегодня трудовая книжка в своем традиционном бумажном наряде по-прежнему является основным документом, подтверждающим факты трудовой деятельности работника, то уже через несколько лет ситуация может измениться кардинальным образом. Вышеуказанным Законом вводится учет трудовой деятельности работника в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.

Электронный учет трудовой деятельности работника
В течение ближайших 5 лет будет использоваться как бумажный, так и электронный вариант трудовой книжки.
Сведения о трудовой деятельности в Государственный реестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т. п.) будут вносить работник и работодатель с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи.
После внесения сведений о трудовой деятельности работника в Государственный реестр работодатель обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки ему на руки под роспись. При этом работодатель обязан вносить по требованию работника в бумажную трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе и увольнении.
Трудовая книжка больше не будет основным документом работника о его трудовой деятельности.После постепенного перевода «в цифру» всех записей в трудовых книжках работников, включения в Государственный реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников, все трудовые книжки будут переданы кадровиками работникам под роспись. Труженик может хранить трудовую у себя и по своему желанию требовать от работодателя внесения в нее сведений о трудовой деятельности. Собственник или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе.
Вместо трудового стажа работника сейчас чаще всего речь идет о так называемом страховом стаже, т. е. таком периоде времени работы, когда работодатель (или работник самостоятельно) отчислял страховые взносы в установленном законом объеме на специальный счет Пенсионного фондаУкраины. Сейчас страховой стаж работников будет исчисляться по данным, содержащимся в Государственном реестре. А за периоды, данные о которых не были внесены в Государственный реестр, — в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, которое регулировало трудовые отношения в прошлом.

Назначение (перерасчет) пенсии по обращению лица
Теперь обращение за назначением (перерасчетом) пенсии будет осуществляться путем подачи заявления и других документов, необходимых для назначения (перерасчета) пенсии, в территориальный орган Пенсионного фонда или в уполномоченный им орган или уполномоченного лица застрахованным лицом лично или через законного представителя недееспособного лица, лица, дееспособность которого ограничена, малолетнего или несовершеннолетнего лица.

Назначение пенсии автоматически
Электронный учет трудовой деятельности каждому работающему дает одно неоспоримое преимущество по сравнению с прежним бумажным учетом. Дело в том, что назначение пенсии по возрасту Пенсионным фондом будет теперь осуществляться автоматически, то есть без обращения застрахованного работника с личным заявлением, в случае приобретения застрахованным лицом права на назначение пенсии по возрасту при достижении пенсионного возраста, на основании сведений, имеющихся в системе персонифицированного учета, если до достижения пенсионного возраста лицо не сообщило о желании получать пенсию с более позднего возраста.
В случае отсутствия в системе персонифицированного учета данных о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту, территориальный орган Пенсионного фонда будет информировать застрахованное лицо, в том числе через его личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда, об отсутствии таких сведений и необходимости их подачи (при наличии).
Если документы о страховом стаже не будут поданы в течение 3-х месяцев со дня достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, будет считаться, что застрахованное лицо выразило желание получать пенсию с более позднего возраста.

В заключение
Очевидно, что переход нашего государства на электронный документооборот, в том числе и электронный учет трудовой деятельности, — это необходимый шаг, продиктованный современным развитием науки и техники, производительных сил и производственных отношений. Однако этот переход должен проходить правильно, крайне осмотрительно и ответственно, без грубых ошибок, с неукоснительным соблюдением трудовых, социальных и иных гражданских прав украинцев. Чтобы стало более понятно, о чем идет речь, стоит обратить внимание на некоторые замечания, высказанные в Заключении Главного научно-экспертного управления к законопроекту № 3623.
Например, ученые-правоведы обратили внимание законодателя на то, что введение электронного учета в предложенной проектом форме предусматривает концентрацию огромного массива информации, в том числе, персональных данных, о подавляющем большинстве населения страны в государственном реестре. Таким образом, вопрос сохранения сведений, имеющих чрезвычайно важное значение для десятков миллионов людей, являющихся отображением их жизни, основой для текущего и будущего обеспечения как их лично, так и членов их семей, в случае реализации предложений проекта встает вопросом чрезвычайного уровня — уровня национальной безопасности.Следовательно, сверхважной задачей является создание надежной защиты от несанкционированного вмешательства в деятельность системы, поскольку, к сожалению, история кибератак в мире и в Украине свидетельствует об определенной уязвимости электронной формы учета данных. Вопрос безопасности данных граждан встает тем более актуально в контексте предоставления Пенсионному фонду Украины монополии на владение информацией о трудовой (и не только) деятельности лиц. Однако указанные вопросы в проекте закона даже не рассматриваются.
Другая проблема. Требует отдельного и тщательного урегулирования вопрос предоставления права и возможности работодателю по устранению своих ошибок; обеспечения порядка переноса данных с бумажного носителя в электронную базу и определения механизма устранения несогласованности между ними; согласования и синхронизации ввода одинаковой информации из разных источников и тому подобное.
Кстати, только представьте себе на минуту, как тот или иной специалист, который переносит данные бумажной трудовой книжки работника в электронный реестр, ошибочнопрочитав неразборчиво написанный год увольнения работника(даже без всякого злого умысла), вместо трудового стажа в 20 лет вносит в электронный реестр данные о 10 годах трудового стажа! Ошибка-то всего в одной цифре или в одной дате! Кто потом исправит эту ошибку? И что делать в таком случае работнику, «потерявшему» на ровном месте 10 лет своего труда?
Особо Главное экспертное управление отмечает необходимость соблюдения принципов конфиденциальности, целостности и доступности электронных информационных ресурсов. Нерешенными и открытыми остаются вопросы доступа к информации лиц, не имеющих личного электронного ключа, а также вопросы личного контроля работника за корректностью заполнения электронных карточек учета. Эти вопросы особенно остро встают с учетом уровней охвата е-технологиями населения в сельской местности и низкой компьютерной грамотностью старшего поколения.
Кроме этого, как показывает практика, даже сегодня работник иногда только при увольнении и получении трудовой книжки может узнать, что зачислен на работу, например, на месяц позже, чем приступил к работе, или на другую должность, следовательно, формально получает совершенно иной опыт и квалификацию, поэтому возникает вопрос обеспечения достоверности указанной информации.Причем, проблема достоверности информации обостряется в отношении соответствия данных о деятельности до 2000 года, в том числе, обеспечения достоверности зафиксированного стажа работника за этот период, определения субъекта контроля за этим процессом, определения (ограничения) круга лиц (организаций), которые будут вносить данные в реестр и тому подобное.
Итак, подведем краткий итог. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что переход на электронный учет трудовой деятельности не будет легким и простым делом. Видимо, работникам, имеющим бумажные трудовые книжки, пока рано выбрасывать их как ненужный хлам. Скорее всего, многим из них, они еще не раз понадобятся. 

Игорь Ворон, юрист.