Карантин: Минздрав, омбудсмен и суд разъясняют отдельные нормы действующего законодательства

Опубликовано slavkin - пн, 04/20/2020 - 06:27
Ворон

В период принятия правительством и местными органами власти жестких мер по борьбе с пандемией, несоблюдение которых со стороны граждан, частных предпринимателей или руководителей предприятий могут повлечь административные наказания или даже уголовное преследование, становится более актуальным толкование тех или иных норм и правил официальными лицами. Надеемся, что эта публикация станет полезной для наших читателей, которые хотят больше знать и лучше разбираться в карантинном законодательстве. 

Общественное место, где необходимо носить маску
13 апреля с. г. на официальном интернет-портале Кабинета министров https://www.kmu.gov.ua были опубликованы разъяснения Министерства охраны здоровья Украины по поводу того, как следует понимать термин «общественное место», где необходимо носить маски или респираторы в связи с распространением коронавирусной инфекции согласно постановления Кабмина от 11 марта 2020 г. «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» №211.
Как разъяснило МОЗ, общественное место - это часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы.
Также это:
- лифты и таксофоны;
- помещения и территории учреждений здравоохранения;
- помещения и территории учебных заведений;
- детские площадки; помещения и территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, заведений физической культуры и спорта;
- подъезды жилых домов;
- подземные переходы;
- транспорт общего пользования, используемый для перевозки пассажиров;
- помещения заведений ресторанного хозяйства;
- помещения объектов культурного назначения;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
- стационарно оборудованные остановки маршрутных транспортных средств и тому подобное.
Опосредованно общественные места также определяются в статье 178 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Это:
- улицы;
- закрытые спортивные сооружения;
- скверы, парки;
- все виды общественного транспорта (включая транспорт международного сообщения).
Перечень общественных мест может быть расширен органами местной власти.Так, например, в городе Киеве перечень общественных мест определен распоряжением Руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации исполнительного органа Киевского городского совета от 04.04.2020 № 12. К общественным местам в соответствии с распоряжением относятся также остановки общественного транспорта и 50-метровая зона вокруг них; церкви и 50-метровая зона вокруг них; заведения торговли закрытого и открытого типов, в частности торговые ряды и рынки; кинотеатры и прилегающая к ним территория и тому подобное.
Минздрав настоятельно рекомендует находиться на улице в маске, поскольку в любой момент можно оказаться на территории, которая подпадает под определение «общественное место».
Министерство здравоохранения Украины призывает соблюдать правила карантина и оставаться дома.

Омбудсмен о возможном введении комендантского часа в отдельных областях Украины
11 апреля с. г. на официальном сайте Уполномоченного Верховой Рады Украины по правам человека (http://www.ombudsman.gov.ua/) были опубликованы «Разъяснения о возможном введении комендантского часа для предотвращения распространения коронавируса».
В связи с распространением в СМИ информации об ограничении передвижения и введении комендантского часа в период выходных (праздничных) дней с 13 час. 00 мин. субботы до 6 час. 00 мин. первого рабочего дня после выходных (праздничных) дней на территории Волынской, Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и других областей Западной Украины и поступлением более сотни обращений граждан за сутки до регионального представительства Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в западных областях, сообщаем что, согласно части 1 статьи 33 Конституции Украины каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, за исключением ограничений, определенных законом.
По данному поводу стоит в очередной раз подчеркнуть, что введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток) возможно ТОЛЬКО в случае введения чрезвычайного положения по Указу Президента Украины, утвержденного Верховной Радой Украины.
В настоящее время чрезвычайное положение ни в Украине, ни в отдельных ее местностях НЕ введено. В Украине действует режим чрезвычайной ситуации, поэтому ограничение конституционных прав граждан, в частности права на свободу передвижения, не допускается.
В связи с вышеприведенным, решение региональных комиссий ТЭБ и ЧС, призывы председателей ОГА по ограничению передвижения, запреты гражданам выходить на улицу могут иметь исключительно рекомендательный характер.
Подчеркиваем, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. В этом случае, учитывая ситуацию, что сложилась в Украине, и принятием государством мер, связанных с предотвращением распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, призываем граждан соблюдать правила карантина для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

Соломенский райсуд г. Киева о сроках вступления судебных решений в силу
13 апреля с. г. на странице Соломенского районного суд г. Киева в Facebook (https://www.facebook.com/solomyansky/) было опубликовано разъяснение о порядке вступления в силу решения судов в период пандемии. 
Соломенский районный суд г. Киева указал, что из-за принятия «антикоронавирусного» Закона решения судов не будут вступать в силу до окончания карантина, а исполнительные листы по таким решениям не будут выдаваться. (От редакции. Напомним, что 2 апреля этого года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19) № 540-IX». Об этом нормативно-правовом акте идет речь в этом сообщении).
Согласно части 1 статьи 273 Гражданского процессуального кодекса Украины, решение суда набирает законную силу по истечении срока подачи апелляции всеми участниками дела, если апелляционная жалоба не была подана.
В соответствии с пунктом 3 Раздела XII Заключительных положений Гражданского процессуального кодекса Украины, который вступил в силу 2 апреля 2020 года на основанииЗакона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)», во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), сроки ... апелляционного обжалования ... продолжаются на срок действия такого карантина.
Учитывая указанные изменения в законодательстве, решения судов, срок апелляционного обжалования которых не истек до 2 апреля текущего года, не будут вступать в силу до окончания карантина.Исполнительные листы по таким решениям не будут выдаваться.
Аналогичные положения о продлении сроков обжалования судебных решений внесены и в Кодекс административного судопроизводства Украины.

Игорь Ворон, юрист.