В наши дни гиперактивные действия государственных чиновников по внедрению обязательной вакцинации против COVID-19 (пока только отдельных категорий трудящихся), пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в нашей стране, которая вызывает множество профессиональных и не очень профессиональных дискуссий, горячих споров. Однако, без всякого сомнения, крайне чувствительной болевой точкой в нашем обществе стало решение правительства о принудительном отстранении от работы невакцинированных работников с 8 ноября этого года. Неоднозначные по своей правовой природе способы и методы борьбы государства с распространением коронавируса неизбежно коснулись и правового регулирования в сфере трудового права. В частности, и работодателям, и работникам на практике приходится решать проблемы с увольнением или отстранением от работы тех, кто по каким-либо причинам не желает сделать прививку. Очевидно, с целью правильного понимания и освещения в СМИ самих правовых положений и порядка действий, объема полномочий работодателей, а также отсутствия нарушения трудовых прав некоторых категорий трудящихся, отстраненных от работы, Министерство охраны здоровья, а также иные госорганы опубликовали соответствующие разъяснения. Итак, о чем идет речь?
МОЗ о добровольной вакцинации, незаконном увольнении и законном отстранении невакцинированных работников
С 8 ноября с. г. вступил в силу приказ Министерства охраны здоровья «Об утверждении Перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам».Речь идет о работниках: центральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, местных государственных администраций и их структурных подразделений, учреждений высшего, послевузовского, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специальных, дошкольного, внешкольного образования, учреждений специального образования независимо от типа и формы собственности.
Такой перечень сформирован учитывая стремительные темпы распространения коронавирусной болезни в первую очередь для обеспечения бесперебойной и безопасной работы органов исполнительной власти на национальном и местном уровнях, учреждений образования и науки.
Кроме того, работники указанных предприятий имеют высокий риск заболеть COVID-19, поскольку имеют много социальных контактов во время работы.Стоит отметить, что инфицирование хотя бы одного работника несет риск инфицирования всех других работников, которые находились с ним в контакте и, дополнительно, нуждается в самоизоляции большого количества коллег.
Работники указанных организаций, которые по состоянию на 8 ноября 2021 года не будут иметь хотя бы одной прививки против COVID-19, будут отстранены от работы без сохранения заработной платы до момента получения прививки.
Важно, что не могут быть отстраненными от работы работники, которые имеют противопоказания к вакцинации и предоставили соответствующее медицинское заключение, выданное учреждением здравоохранения. Справку о противопоказаниях можно будет взять у семейного врача не ранее 8 ноября.
Важно, что человек может прививаться другой вакциной, если имеет постоянное абсолютное противопоказание к конкретной вакцине. Если противопоказание временное, то человек может прививаться после того, как срок противопоказания завершится.
Работники, которые получили по крайней мере одну дозу вакцины против COVID-19, не могут быть отстраненными от работы, поскольку речь уже не идет об уклонении или отказе от вакцинации.
Для отстранения от работы работника, который уклоняется или отказывается делать прививки, руководитель предприятия должен проинформировать работника о правовых последствиях в случае его отказа или уклонения от обязательной прививки.На руководителя предприятия возлагается контроль за проведением обязательных профилактических прививок против COVID-19 среди работников и отстранение от работы тех, кто не вакцинировался.
Если работник уклоняется или отказывается от проведения прививки, то руководитель предприятия должен отстранить его от выполнения профессиональных обязанностей. Для этого он составляет соответствующий акт.
Отстранение происходит путем издания приказа или распоряжения руководителя с обязательным доведением его до сведения лицам, которые отстраняются.
Важно, что увольнять работника из-за отсутствия прививки незаконно. Для этого отсутствуют правовые основания.
Как только работник получил по крайней мере одну прививку против COVID-19, то оснований для продолжения его отстранения от работы нет. Получение первой дозы не считается уклонением или отказом от вакцинации. В таком случае он должен быть допущен к работе.
Если во время проверки уполномоченного органа окажется, что на предприятии работают лица, которые уклоняются или отказываются от прививки, в таком случае речь идет о нарушении статьи 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Нарушение правил относительно карантина людей».
Ответственность за нарушение указанной статьи для должностного лица составляет от 34 тысяч гривен.
Гоструда разъясняет: отстранение законно, а увольнение — нет
В начале ноября с. г. на официальной веб-странице Управления Гоструда в Житомирской области (https://zt.dsp.gov.ua) появились разъяснения «Отстранение от работы из-за отсутствия прививки против COVID-19». Помимо прочего, специалистами Гоструда даны такие пояснения: «Работники учебных заведений и органов исполнительной власти, которые не прививаются против COVID-19 в течение этого периода (т. е. до 8 ноября этого года — И. В.), будут отстранены от работы без сохранения заработной платы путем издания приказа или распоряжения руководителя. Срок отстранения продлится до устранения причин, которые его обусловили.
Педагоги и работники органов власти, которые имеют абсолютные противопоказания к проведению прививок, в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний и ограничений к проведению профилактических прививок, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 16 сентября 2011 года № 595, не будут подлежать обязательной вакцинации.
Также, работники образования и органов исполнительной власти могут привиться от COVID-19 организованно или индивидуально в удобном для них пункте или центре вакцинации. Подробный перечень и контакты пунктов и центров на list.covid19.gov.ua.
Исчерпывающий перечень оснований для отстранения от работы определен в статье 46 КЗоТ. Отстранение работников собственником или уполномоченным им органом допускается в случае:
- появления на работе в нетрезвом состоянии;
- появления на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения;
- отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охраны;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Если работодатель отстранит работника от работы в связи с отказом вакцинироваться от COVID-19, работник может оспорить такое отстранение в суде.
Дополнительно информируем, что частью 2 статьи 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» определено, что работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространению ими инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней. В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок в порядке, установленном законом, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны здоровья.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Закона решение о проведении обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям на соответствующих территориях и объектах принимают главный государственный санитарный врач Украины, главный государственный санитарный врач Автономной Республики Крым, главные государственные санитарные врачи областей, городов Киева и Севастополя, главные государственные санитарные врачи центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах обороны и военного строительства, охраны общественного порядка, исполнения уголовных наказаний, защите государственной границы, Службы безопасности Украины.
Одновременно сообщаем, что действующим законодательством о труде не предусмотрено такое основание для увольнения, как отсутствие у работника прививки от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 или отказ от вакцинации.»
Вместо заключения
Как видно из всего вышесказанного, государственные органы однозначно определились в своей позиции по отношению к тем госслужащим и педработникам, которые отказываются от вакцинирования. Да, для увольнения таких служащих и работников законных оснований нет, а вот что касается их отстранения от работы все наоборот — правовые основания есть.
Тем не менее, у части нашего общества, юристов, адвокатов, правозащитников, журналистов и блогеров существует совершенно иная точка зрения по вопросу законности отстранения госслужащего или учителя от выполнения им своих профессиональных обязанностей без сохранения заработной платы. Ведь если по Конституции Украина — это правовое государство, где верховенство закона является одним из краеугольных государствообразующих правовых принципов, а основной закон имеет наивысшую юридическую силу, то как быть со статьей 43 Конституции, где говорится, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом? Почему-то в разъяснениях исполнительных государственных органов об этом ничего не говорится. Как, впрочем умалчивается и то, каким именно законом собственно предусмотрен ПОРЯДОК отстранения учителя от работы. О том, что такой порядок отстранения должен быть предусмотрен законом, а не подзаконным актом, прямо сказано в статье 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней».
Видимо, и на этот раз последнее слово будет за судебной ветвью власти. По сообщениям СМИ, блогеров и адвокатов, имеющих свои страницы в социальных сетях в Интернете, после 8-го ноября уже поданы в районные суды во многих областях Украины многочисленные иски учителей о признании приказов от отстранении педработников незаконными, возмещении заработка за вынужденный прогул и компенсации морального вреда. Уже совсем скоро станут известны первые судебные решения по этим животрепещущим вопросам. Подождем. А потом вернемся к этой тем ееще раз, но уже с анализом судебной практики. Будет интересно.
Игорь Ворон, юрист.