Реформы в образовании – это то, о чём слышали многие, но понимание происходящего диаметрально противоположное. О реалиях современных вузов, перспективах и проблемах с нашим корреспондентом говорит директор Индустриального колледжа Государственного высшего учебного заведения «Украинский государственный химико-технологический университет», кандидат педагогических наук, Бажан Сергей Петрович.
- Стало известно, что Ваш колледж первым из колледжей области сумел лицензировать специальность уровня бакалавра. Что это за специальность и что для Вас означают нынешние реформы в образовании?
- Да, реформы идут, и наш колледж видит своё будущее в развитии бакалаврата, открытии новых специальностей, которые востребованы сегодня. Если нужны педагоги – будем готовить педагогов, завтра будут востребованы авиаторы – будем готовить авиаторов. По такой схеме работает весь мир. Будем привлекать учёных. Воспитывать собственные кадры. Сейчас уже несколько преподавателей колледжа выразили желание поступать в аспирантуру. Необходимо повышение уровня учебного заведения, улучшение его материально-технической базы и квалификации преподавателей, преподавания, использование новых педагогических технологий, методик и изменение вектора деятельности учебного заведения в целом. Мы постоянно проводим мониторинг регионального рынка труда Днепропетровской области. На основе потребностей работодателей и прогноза социально-экономического развития региона нами было принято решение открыть специальность «Охрана труда», это актуально.
- Кто-то видит в ситуации неопределённости угрозу, а кто-то - возможность… Вы в нынешней ситуации видите возможности для развития?
- Да, для нас — это возможность креативно подойти к решению проблемы. Современное учебное заведение должно быть, прежде всего, мобильным и остро реагировать на потребности рынка труда. Ситуация диктует, что сегодня наш выпускник мало того, что должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к нему работодатель (а работодатель большое значение придаёт компетентностям). Мало того, что студент, имея навыки и знания, должен уметь их применять на производстве. Он должен уметь творчески подходить к решению поставленных пред ним задач, а наша задача, формируя региональный рынок труда, отвечать высоким требованиям подготовки специалистов. Мы видим путь для решения поставленных задач в переходе на кластерную систему подготовки специалистов, где учебные заведения ориентированы не только на государственный, но и на региональный уровень, а мобильность учебных заведений играет большую роль в этом процессе.
- Уже несколько лет в колледже преподаётся новый предмет «Основы научно-исследовательской работы». Это тоже к вопросу о качестве подготовки?
- Конечно! Понятие низкого или высокого качества – обтекаемо. Нам важно, чтобы те компетентности, которые наши студенты приобретают в процессе обучения, были как можно выше. Благодаря исследовательской работе студент углубляет свои знания. Начинает работать мотивационный механизм: мы сподвигли студентов на самостоятельное изучение предмета. Они умеют исследовать и выполнять поставленные задачи, а самое приятное, что видят конечный результат, приходят к собственным выводам об исследуемом объекте, в рамках своей специальности.
- И руководители учебных заведений, и на бытовом уровне многие понятие реформ понимают как ломку системы, системы образования в целом – разрушается то, что есть.
- Однозначно. Для того, чтобы получить новую систему, её нужно правильно выстроить. Децентрализация и в системе образования, и в масштабах жизни страны в целом – то, к чему мы идём. Необходимо реформировать не только содержание системы, но и подходы к её управлению. На каком уровне будет осуществляться управление, кто будет формировать политику образования? Будет ли это ориентация на отрасли или на территориальный аспект? Где-то сугубо промышленный регион, а где-то сельскохозяйственный. Это нельзя не учитывать. В целом это правильные процессы. Оптимизация системы образования рано или поздно должна была произойти. Всё это привело к тому, что сейчас мы приходим к самоокупаемости, самофинансированию учебных заведений. Это мировая практика. Я думаю, что Украина, став на путь вхождения в мировое образовательное пространство, перешла к решению вопроса повышения качества подготовки специалистов, авторитетности учебных заведений и их востребованности. Именно те вузы, которые будут стоять первыми в рейтинге, и иметь наивысший индекс академической состоятельности, получат право на существование.
- Конкуренция была всегда, теперь она будет ещё жестче…
- Жёстче. И не демографические проблемы будут доминировать, а использование потенциала ВУЗа: где студент проходит практику, на каком оборудовании, кто готовит специалистов, в каких условиях это происходит и какой уровень образования предоставляет учебное заведение. На рынке выживает сильнейший, даже если это рынок образовательных услуг. Мы, например, осознаём, что существующая система, без реально проведённой практикой подготовки специалистов, уже своё отживает. Закон о приватизации промышленного сектора Украины 1992 года привёл к тому, что промышленные мощности учебных заведений были приватизированы, в том числе, и мы лишились своих учебно-производственных мастерских. Понятно, что без практической составляющей подготовка современного специалиста высокого качества невозможна. На наш призыв о помощи откликнулись Днепровский меткомбинат и «Стирол», которые подарили нам станки промышленного назначения, что позволяет нам проводить полноценную учебную практику. К сожалению, не все предприятия города могут взять наших студентов, обеспечив им технологическую или преддипломную практику по всем специальностям. Например, для наших автомобилистов. Поэтому мы ищем партнёров за рубежом. Сейчас мы заключаем договор с корпорациями Hyundai, KIA, Volkswagen (ближайший завод в Польше), чтобы в режиме реального времени, на высокотехнологичном производстве наши студенты могли пройти стажировку. Их будут ставить на рабочую точку, они будут зарабатывать себе деньги. Я думаю, такой опыт для будущих автомехаников и автоэлектриков очень важен, он поможет реализовать себя в профессии, быть востребованным на рынке труда, и не только украинском.
- Проблемы финансирования сейчас – на первом месте. Как выживать в условиях, когда спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Государство фактически сбросило с себя эту проблему.
- Большая проблема всех вузов страны – оплата за тепло. Но как только город примет решение об отказе от централизованного отопления, мы этот вопрос планируем решать на уровне министерства, ведомств, правительства – финансирование установки в колледже автономного отопления. Ещё год назад, предвидя эту ситуацию, мы провели небольшой эксперимент: в нескольких кабинетах установили автономные электрокерамические обогреватели. Показатели были хорошие, даже в минусовые температуры на улице. И если мы переведём на электрическое отопление все помещения колледжа, мы сэкономим колоссальную сумму и обеспечим нормальные условия работы и учёбы всему коллективу. Мы готовы к решению этой проблемы, сегодня это реально. Вопрос энергоэффективности сейчас актуален, как никогда, и другого выхода у нас нет. Важно и взаимосотрудничество с предприятиями, которые помогают в формировании и обновлении материально-технической базы. У нас есть Днепровский меткомбинат, «Азот», «Стирол» - крупные предприятия, которые помогают нам с оборудованием для подготовки специалистов. Недавно мы торжественно открыли после реконструкции нашу столовую, которая не работала много лет, с отдельным входом с улицы Медицинская, чтобы это было удобно не только для студентов и сотрудников колледжа, но и всех желающих. Теперь и весь коллектив, и работники близлежащих организаций обеспечены и горячим питанием, и вкусной выпечкой по очень демократичным, приемлемым ценам. Мы приглашаем всех. Особую благодарность хотелось бы выразить нашему выпускнику 1953 года Скирде Виталию Максимовичу, руководителю предприятия «Строительные материалы и строительство». Он помог и техникой, и материалами, были выполнены общестроительные и сварочные работы, сделано новое крыльцо. Много сделал и родительский комитет колледжа, приняв участие в этой большой работе.
- Если заглянуть в будущее, каким Вы видите индустриальный колледж через десять лет?
- Наш колледж через десять лет – успешный институт как минимум. Переход к самоокупаемости я вижу процессом поступательным и достаточно комфортным для вузов. Но это невозможно без участия работодателей, без создания образовательных кластеров регионального уровня, которые включают в себя не только учебные заведения, но и предприятия разных отраслей, государственные и негосударственные органы формирования рынков труда, центры занятости, территориальные громады. Политику в образовании будет формировать работодатель.