На днях Минобразования выставило на общественное обсуждение новые программы обучения для младших классов. Чиновники впервые просят украинцев помочь разгрузить и упростить школьникам учебу — нужно зарегистрироваться на спецсайте, изучить программу, оставить пожелания и отзывы. Чиновники все обработают и уже в конце июля коллегия МОН рассмотрит и утвердит итоговую программу, пишет "Сегодня".
В министерстве поясняют: это всего лишь шаг на пути к реформированию среднего образования. Напомним, начинать реформу хотели с 1 сентября 2016-го, затем — с 1 сентября 2017-го. В итоге сроки сдвинулись на 2018-й: профильный комитет ВР затянул подготовку законопроекта, и только в конце марта утвердил финальную редакцию. Теперь, если все пойдет по плану, уже 1 сентября 2018 года пройдет первый набор в новую школу.
Пожалуй, самый важный аспект готовящейся реформы — 12-летняя система образования в школах. По словам замминистра Инны Совсун, главное преимущество — сходство с европейской моделью образования. Это значит, что после перехода украинские аттестаты будут котироваться на Западе. Кроме того, в 11-летнюю программу, по словам Совсун, тяжело вместить весь спектр необходимых знаний. А с переходом на 12-летку получится разгрузить и учеников, и учителей. Кстати, сегодня все страны экс-СССР, кроме Украины, РФ и Беларуси, перешли на 12-летнюю систему. Как рассказал нам директор одной из черновицких гимназий Виктор Ш., их ученики часто поступают в европейские вузы: "Но они не могут сразу после школы поступить в ЕС, потому что им нет 18 лет, и они не прослушали определенное количество часов по разным предметам".
Несмотря на преимущества 12-летки, украинцы к идее относятся настороженно: по результатам опроса Фонда "Демократические инициативы им. Илька Кучерива", 70% родителей и 68% педагогов высказались против. Причем больше всего скептиков — в райцентрах и селах, где качество образования порой "хромает". "Во-первых, продлевается период до выхода ребенка на рынок труда. Во-вторых, ну какая учеба в 19 лет? Я уже своего ребенка в 19 родила", — считает мама 9-летней Софии из Нежинской школы №2 Ирина Романюк. А вот в Киеве поддерживают реформу. "Нам учители уже сказали, что многие школы сделают только для обучения детей в начальных классах, другие переделают исключительно в профильные старшие школы", — рассказала "Сегодня" киевлянка Алена Иващенко.
Эксперты же говорят, что для экономического роста в стране 12-летка просто необходима. "Сегодня в Украине многим достаточно 11-летки: меньшей по продолжительности, но не такой качественной. Из-за этого мы теряем те сегменты экономики, которые требуют квалифицированного труда. Из этого вытекают низкий уровень ВВП и социальные проблемы. Нам нужно поднимать экономику, и 12-летняя школа является одним из необходимых элементов выполнения такой программы", — считает эксперт группы "Образование" Реанимационного пакета реформ Владимир Бахрушин.
А пока МОН на уровне областей разрабатывает новые сетки школ, профтехучилищ и колледжей. В этом вопросе важную роль сыграет децентрализация: у объединенных громад бюджет теперь общий, и разным районам невыгодно содержать большие школы с маленьким количеством учеников (в Украине около 600 школ, в которых обучается менее 20 детей). А бюджетные расходы на одного ученика в таких школах просто космические. Рекорд — в Ивано-Франковской области: 15 тыс. грн расходов в год на одного ученика! "При этом качество образования — крайне низкое. В некоторых школах учитель вынужден преподавать 5 и более предметов, которые он сам нередко не знает на должном уровне", — добавляет Бахрушин. И в первую очередь оптимизация коснется сельской местности, а именно — преподавателей. "В селах многие работают на полставки. Поэтому, будет где-то 20—30% сокращений ставок. Но это касается только сел", — говорит замглавы МОН Павел Хобзей.
После появления планов для сети общеобразовательных учреждений начнется создание опорных школ. Каждое село будет иметь начальную школу, а в регионах создадут опорные, со спецоборудованием — туда будут привозить детей из сел, чтобы они могли учиться в профильных старших классах. Для этого местные власти должны закупить транспорт: "Стоимость автобусов на 31 место (28 детей + 3 сопровождающих): 1,4—1,6 млн грн. В госбюджете на 2016 год на это заложено 600 млн грн", — сообщили в МОН. Но наличие таких школ в одном районе вовсе не означает, что там больше не будет лицеев и профтехучилищ. "Области должны сами решать, с каких специальностей им готовить рабочие кадры (в профтехлицеях, куда пойдут ученики, не поступившие в колледжи по результатам ВНО после 9 класса. — Авт.)", — сказал Хобзей.
Тем не менее, без финансовой мотивации учителей вся реформа может пойти под откос. В Минобразования говорят, чтобы поднять зарплату учителям, сначала нужно оптимизировать количество школ. "Один из показателей эффективности — сколько учеников приходится на одного учителя. У нас — 8. В европейских странах — 17. Зарплата забирает почти 80% выделенных на школу средств. Поднять вдвое зарплаты при том же количестве учителей не удастся", — объяснили нам в Минобразования. Но после оптимизации, по словам чиновников, у школ появится больше денег, и директора самостоятельно смогут устанавливать надбавки и премии учителям.
Также реформа предусматривает еще одну финансовую мотивацию учителей — внешнюю добровольную сертификацию, по результатам которой они будут получать надбавку. Так, педработник, прошедший сертификацию, получит ежемесячную доплату в течение срока действия сертификата (эти сроки еще не определены. — Авт.) — 20% от зарплаты. Обещают надбавки и за выслугу лет: за более чем 3 года — 10%, за более чем 10 лет — 20%, а за более чем 20 лет — 30%.
Правда, преподаватели в селах Киевской и Черниговской областей не в восторге от предложенных новшеств. По их словам, надбавки за стаж работы и прочее предусмотрены и сейчас. Но получают они немногим более 1 тыс. грн в месяц. "Потому что работаю на полставки. Детей в школе мало, около 100 человек. Стаж небольшой, веду начальную школу плюс классное руководство. Вот и получается 800 грн (учителя 9-го разряда получают ставку в 1751 грн. — Авт.)", — сказала нам учительница из с. Красиловка Черниговской области Наталья Н.
Эксперты согласны с преподавателями — нынешний проект закона не решает кардинально проблему низких зарплат учителей. "Это за пределами реформы, поскольку нет профессиональных стандартов, не созданы агентства, которые могли бы осуществлять сертификацию для надбавок", — считает Бахрушин.