Школьная реформа: за провал ВНО могут оставить на второй год

Опубликовано admin - вт, 03/28/2017 - 09:51
Реформаторы украинского образования, наряду с введением 12-летки, планируют ввести ВНО для выпускников четвертых и девятых классов. "Сегодня" разобралась в нововведениях и выяснила, как к ним относятся родители. ДЕВЯТЫЙ КЛАСС. В законопроекте "Об образовании", принятом в первом чтении, предполагается, что последние три года обучения в школе станут профильными — в 10—12 классах учеников будут готовить под конкретные направления. При этом планируется, что для попадания в "профильную школу" девятиклассникам нужно будет сдать тесты. Информацию о том, что такое новшество действительно готовится в МОН, нам подтвердили в Украинском центре оценивания качества образования (УЦОКО) — именно это ведомство будет ответственным за оценку знаний школьников. В УЦОКО говорят, что уже есть проект соответствующего решения и инициатива может заработать в следующем году. По словам одного из авторов реформы, экс-замминистра МОН Инны Совсун, сейчас все еще остается открытым ряд важных вопросов. "Окончательное решение о последствиях такого ВНО пока не принято — остается вопрос, насколько оно может быть значимо. Есть ли вариант, при котором ребенок, не сдавший экзамен, не попадет в старшую школу? Теоретически — есть. В таком случае школьник останется на второй год в девятом классе", — рассказала она нам. Однако Совсун считает, что полностью копировать механизм оценивания с выпускных классов будет неправильно, и в будущем нужно проработать новые форматы и новые задания для ВНО на девятый класс. ОЦЕНКА МАЛЫШЕЙ. Кроме девятиклассников, с ВНО в 2018-м могут познакомиться и четвероклассники. Правда, реальным экзаменом это не будет — УЦОКО всего лишь проверит уровень знаний детей. В Минобразовании говорят, что это будет выборочный мониторинг — из 400 тыс. таких учеников по всей стране выберут около 6 тыс. Обещают, что это будет стандартная социологическая выборка, куда попадут дети из самых разных регионов и с самой разной успеваемостью. Директор одной из киевских школ Сергей Горбачев к такой идее относится положительно, но считает, что сейчас это сделать будет сложно: "ВНО требует научной подготовки, организационной. Нужно к этому соответственно и детей готовить". В свою очередь родители по-разному относятся к нововведению. "Если дети будут знать, что придется подтверждать знания в конце года — будут более ответственно подходить к учебе", — говорит мама третьеклассника Марина Швец. А вот киевлянин Денис Шрамко считает идею неплохой, но для начала нужно исправить программы: "Сейчас детям дают много ненужных знаний. Хотелось бы, чтобы экзамены были нацелены на практическое применение знаний, а не стали демонстрацией результатов зубрежки". "Дети смогут сами оценить себя". Положительно оценивает инициативу тестировать не только выпускников школ и замглавы комитета ВР по образованию и науке Александр Спиваковский. "Чем больше оценки на рынке образовательных услуг, тем лучше. Тогда, во-первых, у родителей будет информация, где лучшее образование, например, для ученика младших или старших классов. Во-вторых, это очень хороший индикатор и для самих школ — их руководители будут понимать, какие есть слабые и сильные стороны у их учреждений и что нужно поменять в будущем, — говорит нардеп. — Зачем нужно ВНО в четвертом классе? Для того, чтобы мы все видели ситуацию в целом по стране, отдельно по территориям и учреждениям. Это даст в первую очередь МОН понимание, на что стоит обратить внимание. Понимание того, какие нужны изменения в подготовке учителей или перемены в вопросах финансирования". Что же касается оценки знаний в девятых классах, то, по мнению Спиваковского, тут она нужна в первую очередь самим ученикам — результаты ВНО перед старшей школой покажут ребенку его уровень и предрасположенность: "А дальше он сможет определить, как и куда развиваться, какое направление выбрать".