Штраф за отсутствие маски: законодательство, реальная жизнь и судебная практика

Опубликовано slavkin - пн, 11/16/2020 - 06:47
Ворон

Теперь уже стало ясно – карантин пришел, а точнее ворвался в нашу обычную жизнь, надолго. Не успели украинцы чуть свободнее вздохнуть после первой волны пандемии коронавируса, как уже страну захлестнула вторая волна «короны». И уже нет сомнений в том, что этим все не закончится. Ведь о всеобщей бесплатной вакцинации населения надежной и безопасной вакциной от COVID-19 и мечтать не приходится, а меры противодействия распространению этого бедствия со стороны руководства страны пока, во всяком случае, не внушают оптимизма. Среди такого рода мер обращает на себя внимание появление административной ответственности граждан за несоблюдение различного рода ограничений, необходимых во время действия карантина людей. Одним из такого рода ограничений в настоящее время является обязательное ношение защитной маски на лице. В противном случае гражданин, который нарушает масочный режим, может быть подвергнут административному наказанию. Вот об этом и пойдет речь в нашей статье. 

Статья 44-3 КУоАПв новой редакции
Напомним, что после принятия 17 марта этого года Верховной Радой Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 530-IX, в статью 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), которая называется «Нарушение правил о карантине людей», были внесены существенные изменения, которые, без преувеличения, касались каждого украинца. До недавнего времени в этой статье говорилось: «Нарушение правил относительно карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней», другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями, — влечет за собой наложение штрафа на граждан от 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 17 000 до 34 000 грн.) и на должностных лиц — от 2 000 до 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (или от 34 000 до 170 000 грн.).
Однако в такой редакции с такого размера административными штрафами «для всех без исключения» эта статья «прожила» только до середины осени. После принятия народными депутатами на очередном пленарном заседании законопроекта № 3891 статья 44-3 была дополнена второй частью такого содержания: «Пребывание в общественных зданиях, сооружениях, общественном транспорте во время действия карантина без надетых средств индивидуальной защиты, в частности респираторов или защитных масок, закрывающих нос и рот, в том числе изготовленных самостоятельно, — влечет наложение штрафа от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан, т. е. от 170 до 255 грн.»

Как будут штрафовать нарушителей масочного режима
Как сообщают информированные СМИ, в Верховной Раде в самом ближайшем будущем будут окончательно рассмотрены законопроекты, после принятия которых представители санитарно-эпидемиологической службы или органов местного самоуправления, а также сотрудники полиции получат право штрафоватьграждан прямо на месте, без обращения в суд (сейчас пока это невозможно). Здесь обратим внимание на то, что таких «особых» полномочий по применению административных штрафов в отношении граждан органы государственной и местной власти никогда не имели. В то же время, по заверению министра юстиции Дениса Малюськи, по этим новым правилам людей не будут штрафовать за отсутствие маски на улице. Где нужно носить маску, чтобы не получить штраф, министр юстицииобъяснил украинцам на своей странице в соцсетиFacebook: «6 ноября Верховная Рада Украины приняла Закон, которым устанавливаются штрафы за отсутствие маски в общественных местах и транспорте в размере от 170 до 255 гривен. Применение такого штрафа будет быстрым — его будут накладывать полицейские, представители санитарно-эпидемиологической службы или органов местного самоуправления сразу же на месте. Штрафы не будут применяться к несовершеннолетним, а также за отсутствие маски на улице», — пояснил министр. 
Действительно, термин «улица» в части 2 новой редакции статьи 44-3 отсутствует. Однако, что-то не очень верится в такое «исключение» из общего правила, ведь улица, с какой стороны ни посмотри, также относится к понятию «общественное место». 

Что такое «общественное место»?
Министерство охраны здоровья разъяснило, что считается «общественным местом».
Общественное место – это часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы.
Кроме того, общественным местом считаются:
- лифты и таксофоны;
- помещения и территории учреждений здравоохранения;
- помещения и территории учебных заведений;
- детские площадки; помещения и территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и учреждений физической культуры и спорта;
- подъезды жилых домов;
- подземные переходы;
- транспорт общего пользования, используемого для перевозки пассажиров
- помещения заведений ресторанного хозяйства;
- помещения объектов культурного назначения;
- помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
- стационарно оборудованные остановки маршрутных транспортных средств и тому подобное.
Указание на то, что нужно считать«общественным местом», также есть в статье 178 КУоАП «Распитие пива, алкогольных, слабоалкогольных напитков в запрещенных законом местах или появление в общественных местах в пьяном виде»:
- улицы;
- закрытые спортивные сооружения;
- скверы, парки;
- все виды общественного транспорта (включая транспорт международного сообщения).
Крайне важно обратить внимание и на то, что перечень общественных мест может быть расширен органами местной власти.Так, например, в столице перечень общественных мест определен распоряжением руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации исполнительного органа Киевского городского совета от 04.04.2020 № 12. К общественным местам согласно распоряжению относятся также остановки общественного транспорта и 50-метровая зона вокруг них; церкви и 
50-метровая зона вокруг них; заведения торговли закрытого и открытого типов, в том числе торговые ряды и рынки; кинотеатры и прилегающая к ним территория и тому подобное.
Помимо Министерства здравоохранения определение «общественного места» было дано и департаментом коммуникаций Секретариата Кабинета Министров Украины.

Судебная практика по нарушениям масочного режима
Из-за ограниченного размера данной публикации нет возможности детального и всестороннего анализа судебной практики, которая сегодня сложилась, а точнее только проходит становление, по статье 44-3 КУоАП, т. е. по административным делам по применению судами административных взысканий, налагаемых на граждан и юридический лиц за нарушение правил карантина и, в частности, за нарушение правил ношения защитной маски в общественных местах. В целом, можно сказать, что судебная практика еще не выработала общих подходов в оценке тех или иных обстоятельств, в правоприменении карантинных ограничений и ответственности за их нарушение, поэтому судебные решения иногда существенно отличаются друг от друга, вплоть до прямо противоположных выводов по сходным обстоятельствам административных проступков. 
Так, например, 1 апреля 2020 года судья Заречного районного суда г. Сумы Капкин О. Б., рассмотрел в деле № 591/1906/20 материалы о привлечении к административной ответственности пенсионера Мищенко О. А. (фамилии и инициалы здесь и далее изменены - И. В.), который по сообщению полиции «30.03.2020 около 17.37 час. зашел в магазин «АТБ» … без средств защиты, то есть находился в общественном месте без средств индивидуальной защиты (медицинской или респираторной маски), чем нарушил п. 2 решения исполнительного комитета Сумского городского совета № 172 от 27.03.2020 и совершил правонарушение, предусмотренное ст. 44-3 КУоАП». За такого рода правонарушение судья признал пенсионера Мищенко О. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 44-3 КУоАП, и подвергнул его административному взысканию в виде штрафа на пользу государства в сумме 17000 грн.
Иной подход в отправлении правосудия был продемонстрирован председателем Кельменецкого районного суда Черновицкой области Олегом Телешманом. На рассмотрение судьи поступили из полиции материалы о привлечении к административной ответственности по статье 44-3 КУоАП гражданина Павленко О. П., не работающего жителя с. Нагоряны, который 6 апреля 2020 года в 12 часов 00 минут на остановке общественного транспорта в с. Нагоряны Кельменецкого района Черновицкой области находился без защитной маски в общественном месте, чем нарушил требования подпункта 1 пункта 2 постановления КМУ от 11.03.2020 г. № 211.
Судья, рассмотрев эти материалы, административное дело № 717/422/20 о привлечении к административной ответственности Павленко О. П. по ст. 44-3 КУоАП закрыл за отсутствием в действиях гражданина события и состава административного правонарушения.При этом, помимо прочего, суд в решении записал: «…В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы подтверждали, что Павленко О. П. в соответствии с законом за собственные средства обязан приобрести или изготовить средство индивидуальной защиты, в частности респиратор или защитную маску, или ему были профинансированы расходы на приобретение или изготовление средств индивидуальной защиты за счет средств государственного бюджета Украины и местных бюджетов и при таких условиях он нарушил запрет до 24 апреля 2020 г. с 6 апреля 2020 г. находиться в общественных местах без надетых средств индивидуальной защиты, в частности респиратора или защитной маски, в том числе изготовленных самостоятельно.
Кроме того, в настоящее время в Украине не определены соответствующие медицинские критерии и не приняты нормативно правовые акты, относительно случаев и необходимости ношения средств индивидуальной защиты, в частности респиратора или защитной маски для защиты органов дыхания, в том числе изготовленных самостоятельно гражданами…»

Вместо заключения
В обществе уже практически сформировано мнение о том, что украинцам, впрочем, как жителям многих других стран мира, в связи пандемией, уже унесшей сотни тысяч жителей Земли, придется еще долгое время жить в условиях ограничительных мер, принимаемых правительством в связи с пандемией коронавируса. Новая реальность существует независимо от нашего желания, хотим того мы или нет. Поэтому и соблюдать карантинные правила, в том числе и носить защитную маску на лице, даже если это совсем не удобно и вовсе не хочется, сегодня должен каждый из нас. Те же, кто по-прежнему будет игнорировать установленные карантинные правила и ограничения, будет подвергаться со стороны государства «воспитательным» мерам в виде штрафов. Уже скоро это будет происходить прямо на улице. «Украинцы больше не смогут избегать штрафов за нарушение карантина, а именно неношение масок, так как протоколы будут выписывать на месте, как в случае с нарушением ПДД,» — заявил министр здравоохранения Украины Максим Степанов. Остается лишь надеяться на то, что государство в лице своих полномочных органов, выписывая протоколы «прямо на месте», как говорится без суда и следствия, будет соблюдать неукоснительно соблюдать закон и права граждан.

Игорь Ворон, юрист.