17 марта этого года юридический интернет-портал «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net) опубликовал крайне актуальную профессиональную статью старшего юриста юридической фирмы INTEGRITES Дарьи Ганзиенко под названием «Тимчасовий захист чи статус біженця: в чому принципова різниця?» Расскажем, о чем идет речь, более подробно.
Специалист в области международного права юрист Дарья Ганзиенко сообщает, что сегодня существует три способа легального нахождения украинцев на территории государств Евросоюза:
1) в статусе туриста;
2) путем получения временной защиты;
3) путем получения статуса беженца.
Туристический статус не от хорошей жизни
Украинцы имеют право с туристическими целями пребывать в течение 90 дней без права трудоустройства в странах ЕС. Этот вариант легального нахождения в странах Евросоюза не претерпел изменений и актуален для тех, кто покинул Украину до 24 февраля 2022 года и остался в ЕС после указанной даты. Лица, выехавшие в ЕС 24 февраля этого года и позже, также могут находиться на территории ЕС в статусе туриста, но на собственном обеспечении, и не могут рассчитывать на поддержку, оказываемую правовым статусом «временной защиты». Не исключено, что лица, выехавшие с территории Украины незадолго до 24 февраля и находящиеся сейчас в статусе туриста, также смогут получить временную защиту или статус беженца, но это зависит от политической воли каждого отдельного государства ЕС.
«Временная защита» и «статус беженца»
Прежде всего, тем, кто покидает территорию Украины, следует знать, что правовой институт «временная защита» и правовой статус «статус беженца» являются разными правовыми категориями, которые имеют разные юридические последствия. Лица, пересекающие границу, часто путаются в терминах, в основном оперируя понятием«беженец», и поэтому, при обращении за помощью могут неправильно определиться с категорией защиты, которую на самом деле хотели бы получить в ЕС. Временная защита и беженство имеют разное нормативное регулирование, разный порядок получения и лишения, разный круг лиц и сферы применения и в определенной степени схожие права, которые предоставляет каждый статус. Главная разница в том, что статус беженца — это индивидуальное, гарантированное международными конвенциями право, тогда как право на временную защиту коллективное, не предусматривающее обращение с индивидуальными заявлениями и прохождение административной процедуры их рассмотрения.
Временная защита
Главным документом, регулирующим вопрос предоставления временной защиты, является Директива ЕС 2001/55/ЕС о временной защите, которая была принята в ЕС еще 20 июля 2001 года для обеспечения минимальных стандартов предоставления временной защиты в случаях массового наплыва перемещенных лиц. Однако впервые Директива была активирована Решением Совета ЕС 2022/382 от 4 марта 2022 года именно для украинцев. И такое решение, безусловно, можно назвать беспрецедентным в истории ЕС.
Главная цель Директивы заключается в ослаблении давления на национальные системы предоставления убежища и обеспечения перемещенных лиц на территории государств-членов ЕС такими гармонизированными правами как право на проживание, медицинскую помощь и образование, доступ к рынку труда и жилья.
Но предоставление временной защиты не означает автоматическое получение статуса беженца. В то же время лицо, получившее временную защиту, не лишено права получить статус беженца в порядке, установленном законодательством государства его пребывания.
Статус беженца
Главными международными документами, регулирующими вопросы беженства являются Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 г., Нью-Йоркский протокол 1967 г. и Дублинская конвенция 1990 г. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженцев 1951 г., беженцем является лицо, которое из-за обоснованного опасения стать жертвой преследований по признаку расовой принадлежности, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим взглядам находится за пределами страны своей национальной принадлежности и не в состоянии пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в результате таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь за пределами страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё в результате таких опасений.
Дублинская конвенция 1990 г. в свою очередь закрепила, что лицо может ходатайствовать о получении статуса беженца исключительно в первой безопасной стране, границы которой она пересекла. Учитывая закрытое авиасообщение на территории Украины, просить убежища лицо может исключительно в тех государствах, которые граничат с Украиной. Если же лицо пересечет границы нескольких стран и попросит убежища в стране, которая не граничит с Украиной, оно будет депортировано в государство, границы которого с Украиной оно пересекло впервые.
Главное различие между правовыми статусами
Главное принципиальное различие между временной защитой и статусом беженца заключается в том, что статус беженца — это индивидуальное право человека на международную защиту, которое предоставляется после прохождения длительной административной процедуры, которая имеет свои особенности. При этом понятие временной защиты не является категорией международного права, а исключительными временными и немедленными мерами, применяемыми при массовом наплыве людей, бегущих из зоны вооруженного конфликта, направленными на обеспечение быстрого и относительно упрощенного механизма коллективной защиты лиц, нуждающихся в такой защите, гарантируя им вид на жительство и другие социальные права.
К кому применяется временная защита?
Право на получение временной защиты имеют:
1) граждане Украины и члены их семей, перемещенные 24 февраля 2022 года и позже;
2) лица без гражданства, граждане третьих стран, которые имели в Украине статус беженца или эквивалентную защиту и члены их семей, перемещенные 24 февраля 2022 года и позже;
3) граждане третьих стран, которые на законных основаниях проживали в Украине до 24 февраля 2022 года, в частности, на основании действующего разрешения на постоянное проживание, и в настоящее время не могут вернуться в страну своего гражданства (например, белорусы).
Каждое государство-член ЕС по своему усмотрению может предоставлять временную защиту лицам, которые не подпадают под указанные категории. В частности, в первую очередь речь идет о гражданах Украины, которые въехали в ЕС до 24 февраля 2022 года по разным причинам (отпуск, командировки, или же побег от возможной войны).
К кому применяется статус беженца?
За получением статуса беженца может обратиться лицо:
1) имеющее обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам расы, религии, гражданства, политических взглядов;
2) находящееся за пределами страны своей национальной принадлежности;
3) которое не в состоянии или не желающее пользоваться защитой своей страны; или лицо, не имеющее гражданства;
4) находящееся за пределами страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий;
5) которое не может или не желает вернуться в страну из-за опасений преследования.
Следовательно, хотя критерии для предоставления временной защиты и статуса беженца отличаются, граждане Украины и лица без гражданства, отвечающие описанным критериям, могут рассчитывать на получение в ЕС временной защиты или статуса беженца.
Срок действия временной защиты
Согласно Директиве 2001/55/ЕС, срок временной защиты составляет 1 год (до 4 марта 2023 года) и дважды может быть автоматически продлен на 6 месяцев, если не исчезнут причины предоставления такой защиты, но максимум до 1 года (до 4 марта 2024 года). При этом Еврокомиссия может предложить либо продление срока еще на 1 год (до 4 марта 2025 года), либо прекращение временной защиты в случае улучшения ситуации в Украине, что будет означать возможность безопасного возвращения ее граждан.
Срок действия статуса беженца
Статус беженца гарантирует право бессрочного проживания на территории соответствующего государства, а срок на который выдается удостоверение беженца отличается в разных странах, хотя предусматривает право возобновления на аналогичный срок. Статус беженца может быть отозван сразу, когда появляются доказательства, указывающие, что есть основания для его просмотра.
Поскольку временная защита является немедленной и временной мерой, срок ее действия ограничен, а защита будет прекращена по завершению войны в Украине. При этом срок, на который предоставляется статус беженца, более длительный, а прекращение войны в Украине не будет автоматическим основанием для его лишения.
Порядок получения временной защиты
При пересечении границы государства-члена ЕС государственные органы соответствующей страны должны уведомить лицо о его праве на получение временной защиты. Процесс получения такого статуса достаточно быстрый и максимально упрощенный. В частности, в Польше этот процесс включает подачу запроса на получение разрешения на проживание и регистрацию данных лица, обратившегося за соответствующей защитой, а в Германии — регистрацию лица в управлении по делам беженцев, получение разрешения на проживание и регистрацию в службах социальной защиты. Вопросами временной защиты занимаются в разных странах разные органы (например, администрации гмины в Польше, органы полиции в Италии, государственное управление по делам беженцев — в Германии, миграционная служба — в Португалии).
(Примечание. Гми́на (от польск. gmina — община) — наименьшая административная единица Польши — И. В.)
Безусловно, если лицо, которое пересекает границу, намерено вернуться в Украину по окончании военных действий, оптимальным вариантом для такого лица будет получение временной защиты, ведь сама процедура является быстрой, а права, которые она гарантирует, предоставляются лицу сразу с момента обращения, в отличие от длительной процедуры оформления статуса беженца.
Порядок получения статуса беженца
Каждое государство самостоятельно устанавливает на законодательном уровне административную процедуру получения статуса беженца и систему органов, ответственных за принятие решения о предоставлении статуса беженца (например, в Польше такое заявление подается через пограничную службу). Получение статуса беженца предусматривает прохождение достаточно продолжительной административной процедуры (от 6-ти месяцев), которая начинается с обращения лица с заявлением о получении статуса беженца в компетентный орган исключительно того государства, границу которого оно впервые пересекло. В каждом государстве ЕС процедура рассмотрения заявления имеет свои особенности (например, изъятие паспорта лица до истечения 6-ти месячного срока рассмотрения заявления, запрет трудоустройства в течение этого срока, запрет покидать государство пребывания, а иногда и вовсе — содержание под стражей, если невозможно установить достоверную информацию о личности).
Меры и гарантии при временной защите
Согласно Директиве 2001/55/ЕС в рамках временной защиты лицо получает:
- право на проживание в стране, в которой она обратилась за временной защитой;
- доступ к труду, который можно получить сразу с момента обращения за получением защиты;
- доступ к жилью;
- медицинскую помощь;
- социальная помощь;
- доступ к образованию детям и подросткам.
Важно знать, что перечисленные права предоставляются лицу хоть и на весь период действия временного статуса, но только на территории государства-члена ЕС, где получен такой статус.
Меры и гарантии при получении статуса беженца
Статус беженца предусматривает достаточно схожий круг прав, но главная разница в том, что не все права становятся доступными лицу, пересекшему границу с момента обращения с заявлением о получении статуса беженца. Так, к примеру, лицу с соответствующим статусом беженца предоставляется:
- жилье (как правило, это спальное место в центре для беженцев);
- бесплатное питание;
- медицинская помощь (ограниченная);
- бесплатный проезд в общественном транспорте;
Но главной особенностью при обращении за получением статуса беженца является то, что в течение 6-ти месяцев лицо не может трудоустраиваться, пока идет рассмотрение его заявления о предоставлении статуса беженца, даже если до этого времени лицо жило и работало в этом государстве.
Поэтому с целью получения доступа ко всем социальным правам, которые предлагают государства ЕС, лучше обратиться за получением временной защиты. В таком случае все права и меры защиты будут предоставлены лицу немедленно, в отличие от заявителя на получение статуса беженца, который сможет воспользоваться большей частью прав только после получения соответствующего статуса, а значит, не ранее чем через несколько месяцев.
Как не стать заложником своего статуса?
При пересечении границы государства-члена ЕС государственные органы соответствующей страны должны уведомить лицо о его праве на получение временной защиты. Главное, в спешке и панике на перепутать, и вместо временной защиты не попросить статус беженца (если, конечно, лицо не имеет такого намерения).
Так в Польше (которая является крупнейшим сосредоточением наших граждан) заявление о статусе беженца подается через пограничную службу. Есть риск, что при пересечении лицом границы, в спешке оно может попросить не временную защиту, а статус беженца, который имеет свои, так сказать, не совсем «приятные» особенности, в отличие от временной защиты.
Главное, что нужно помнить. Во-первых, временную защиту можно получить в любом государстве ЕС (кроме Дании), тогда как статус беженца — только в том государстве, границу которого лицо пересекло впервые. То есть на сегодня — это соседние с Украиной государства.
Во-вторых, трудоустройство для лиц, попросивших временную защиту, возможно с момента обращения с соответствующим запросом, тогда как для лиц, обратившихся за получением статуса беженца, недоступна опция трудоустройства в течение 6-ти месяцев с момента подачи заявления.
В-третьих, получившие временную защиту лица могут беспрепятственно в любое время вернуться в государство своего гражданства, а также путешествовать в государствах ЕС в течение 90 дней. Лицу, обратившемуся за получением статуса беженца, запрещено в течение 6-ти месяцев, пока рассматривается его заявление, пересекать границу государства пребывания.
В-четвёртых, при обращении за получением статуса беженца лицо будет вынуждено сдать свой паспорт до тех пор, пока не будет принято решение о получении статуса беженца. При временной защите — паспорт не изымается.
Подведём итог
Чтобы определиться, какой именно статус в государстве пребывания вы планируете получить, необходимо ответить себе на вопрос: какова цель получения такого статуса? Если вы заинтересованы в немедленном получении всех социальных прав и в срочном возвращении на территорию Украины по окончании военных действий, при этом не намерено оставаться в ЕС, то оптимальным будет именно получение временной защиты.
Если же вы преследуете более дальновидные цели, такие как, к примеру, получение права бессрочного проживания и доступ к интеграционной системе ЕС, тогда есть смысл обратиться с заявлением о получении статуса беженца.
Игорь Ворон, юрист.