Законные требования государственного исполнителя: какая ответственность наступает за неисполнение

Опубликовано slavkin - пн, 04/05/2021 - 05:59
Ворон

В наше время возрастает роль и значение государственной исполнительной службы в сфере отправления правосудия и укрепления доверия общества к судебной системе в целом. Государственные исполнители наделены государством большими правами, а за неисполнение их законных требований любой гражданин, должностное лицо или предприятие может быть привлечено к юридической ответственности. Поэтому если вы получили официальное требование государственного исполнителя, будь то вызов, письмо или постановление, и проигнорировали его, тогда будьте готовы к тому, что за невыполнение законных требований государственного исполнителя будете привлеченык ответственности по закону. Впрочем, расскажем об этом более подробно. 

Разъяснение Минюста
В конце марта этого года на официальной странице Центрального межрегионального управления Министерства юстиции (г. Киев) (https://kyivobljust.gov.ua) появилась актуальная информация о том, какая юридическая ответственность может наступить в случае неисполнения законных требований государственного исполнителя. 
По мнению чиновников Минюста, ни в коем случае нельзя игнорировать получениеи выполнение официального требования государственного исполнителя, иными словами не предпринимать никаких действий для того, чтобы хотя бы позвонить государственному исполнителю, написать ему электронное письмо или посетить государственную исполнительную службу. Невыполнение законных требований государственного исполнителя влечет за собой ответственность по закону.

Требование госисполнителя
В настоящее время порядок проведения исполнительного производства в основномрегламентирован законами Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» № 1403-VIII и«Об исполнительном производстве» № 1404-VIII от 2 июня 2016 года, а также подзаконным актом — Инструкцией по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 2 апреля 2012 года № 512/5(в редакции приказа Министерства юстиции Украиныот 29 сентября 2016 года № 2832/5).
В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об исполнительном производстве» 
исполнительное производство как завершающая стадия судебного производства и принудительное исполнение судебных решений, решений других органов (должностных лиц) — это совокупность определенных действий, предусмотренных Законом, органов и лиц, направленных на принудительное выполнение решений и проводимых на основаниях, в пределах полномочий и способом, определенных Конституцией Украины, Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом, а также решениями, которые согласно Закону подлежат принудительному исполнению.
Нужно помнить, что требования государственного исполнителя по исполнению решений обязательны для всех органов, учреждений, организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц на территории Украины.
Требование государственного исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Законом, и является обязательным для исполнения органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами о предоставлении государственному исполнителю документов или их копий, необходимых для осуществления его полномочий, совершение других действий, необходимых для исполнения решения.
В требовании указываются:
- наименование органа государственной исполнительной службы (ГИС);
- дата открытия и номер исполнительного производства;
- реквизиты исполнительного документа, на основании которого открыто исполнительное производство (его резолютивная часть в случае необходимости);
- фамилия, имя и отчество государственного исполнителя;
- перечень действий, которые необходимо совершить;
- срок выполнения требования;
- последствия невыполнения требования.
Требование подписывается государственным исполнителем и направляется по почте или другими средствами связи либо вручается государственным исполнителем лицу, которое обязано совершить действия.

Админответственность за неисполнение решения
Стороны в исполнительном производстве имеют специальные названия: кредитор и должник.
Согласно статье 75 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения без уважительных причин в установленный исполнителем срок решения, обязывающего должника выполнить определенные действия, и решения о восстановлении на работе исполнитель выносит постановление о наложении штрафа на должника-физическое лицо в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн.), на должностных лиц — 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (3 400 грн.), на должника – юридическое лицо — 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (5 100 грн.) и устанавливает новый срок исполнения.
 В случае повторного неисполнения решения должником без уважительных причин исполнитель в том же порядке налагает на него штраф в двойном размере и обращается в органы досудебного расследования с сообщением о совершении уголовного правонарушения.
В соответствии со статьей 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве», за невыполнение законных требований исполнителя, нарушение требований этого законав некоторых случаях предусмотрена административная ответственность. 
Согласно статье 188-13КУоАП, которая называется «Невыполнение законных требований государственного исполнителя, частного исполнителя», «Невыполнение законных требований государственного исполнителя, частного исполнителя по устранению нарушений законодательства об исполнительном производстве, несвоевременное представление или непредставление отчетов об отчислении из заработной платы и других доходов должника, непредставление или представление недостоверных сведений о доходах и имущественном состоянии должника, непредоставление по требованию государственного исполнителя, частного исполнителя декларации о доходах и имуществе, представляемой в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве», или указания в такой декларации ложных сведений или несообщение об изменении сведений, которые указываются в декларации, несообщение должником об изменении места жительства или места нахождения или места работы (получения доходов), а также неявка без уважительных причин по вызову государственного исполнителя, частного исполнителя — влекут за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 850 до 1 700 грн.)».

Протокол об административном правонарушении
В случае наличия в действиях должника признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 188-13КУоАП, или нарушения законных требований госисполнителя физическими, юридическими или должностными лицами госисполнитель составляет протокол об административном правонарушении на бланке по установленной форме.
Все реквизиты протокола заполняются исполнителем разборчивым почерком на государственном языке.Не допускаются зачеркивание или исправление сведений, которые заносятся в протокол, а также внесение дополнительных записей после того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен.
В протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, имя, отчество исполнителя, составившего протокол;
- сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;
- нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за это правонарушение;
- фамилии, адреса свидетелей, если они есть;
- объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Один экземпляр протокола под роспись вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности.
Нужно обратить внимание на то, что отказ от подписания протокола не является основанием для прекращения исполнительного производства.

Уголовная ответственность за неисполнение решения
Есть случаи, когда гражданин-нарушитель за неисполнение законного требования государственного исполнителя может быть привлечен к уголовной ответственности. 
В Министерстве юстиции предупреждают, что за ряд деяний в рамках исполнительного производства предусмотрена уголовная ответственность, а именно:
- по статье 164 Уголовного кодекса Украины (УК) «Уклонение от уплаты алиментов на содержание детей» — за уклонение от уплаты алиментов на содержание детей;
- по статье 197 УК «Нарушение обязанностей по охране имущества» — за нарушение обязанностей по охране имущества;
- по статье 342 УК «Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, частном исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему, уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц» — за сопротивление государственному исполнителю при исполнении им служебных обязанностей;
- по статье 382 УК «Неисполнение судебного решения» — за неисполнение решения суда;
- по статье 388 УК «Незаконные действия в отношении имущества, на которое наложен арест, заложенного имущества или имущества, которое описано или подлежит конфискации»— за сокрытие имущества.
Вопрос о привлечении к уголовной ответственности в исполнительном производстве решается органами прокуратуры, органами внутренних дел или судом на основании представления государственного исполнителя.

В заключение
Как показывает юридическая практика, своевременное обращение должника за правовой помощью позволяет юристу быстрее и качественнее выстроить линию защиты прав и законных интересов лица в исполнительном производстве. Поэтому совершенно правильно поступают те, кто получив какое-либо извещение из государственной исполнительной службы (или от частного исполнителя), сразу же обращаются за профессиональной юридической помощью. Почему? Во-первых, безусловному исполнению подлежат только ЗАКОННЫЕ (на это всегда нужно обращать внимание) требования исполнителя (государственного или частного), поэтому вопрос законности, само собой разумеется, лучше предоставить решать юристу. Во-вторых, исполнитель —это всего лишь исполнитель (само слово говорит за себя). Он не может отменить или не исполнять НЕЗАКОННОЕ либо постановленное с грубыми нарушениями решение суда. А защитник интересов должника имеет возможность возбудить дело об отмене такого незаконного решения. И, в-третьих. В исполнительном производстве, как и в судебном процессе, крайне важно соблюдение должностными лицами регламентирующих процедур и предписаний закона.Однако, не секрет, далеко не все решения принимаются с неукоснительным соблюдением прав человека, материальных и процессуальных норм. Потому и в этом смысле профессиональная правовая помощь никогда не будет лишней. Как однажды сказал польский писатель Станислав Ежи Лец:«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает». 

Игорь Ворон, юрист.