В Украине продолжается политический кризис. Несмотря на то что премьер Арсений Яценкюк подал в отставку "Блок Петра Порошенко", "Народный фронт" и потенциальный новый премьер Владимир Гройсман уже несколько дней не могут договориться о новом составе правительства, пишет "Сегодня".
В воскресенье, комментируя заявления Яценкюа об отставке, американской издание New York Times написало, что это решение начинает новый виток политического кризиса в Украине.
По крайней мере, пока это пророчество сбывается и есть уже сообщения о том, что президент Петр Порошенко готов отправить парламент на перевыборы, если новый Кабмин не будет согласован.
Однако не стоит считать, что Украина в части политических и правительственных кризисов такая уж уникальная страна. В Европе есть достаточно много примеров, когда государства подолгу жили без правительства.
Бельгийский рекорд
Еще в декабре 2008 года Бельгию потряс кризис, связанный с крахом финансовой компании Fortis (Фортис). Правительство бельгийского премьер-министра Ива Летерма тогда подало в отставку. Новое правительство Германа Ван Ромпея принесло краткий период стабильности, однако менее чем через год Ван Ромпей покинул свой пост, чтобы стать первым постоянным председателем Европейского совета. Последующее правительство, которого вновь возглавил Ив Летерм, ушло в отставку в апреле 2010 по причине неразрешённых противоречий, обострившиеся вокруг двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде, окружающего Брюссель.
13 июня 2010 в стране были проведены досрочные парламентские выборы, в результате которых победили националистические партии. Так, наибольшее число голосов и мест в Палате представителей получила националистическая партия Новый фламандский альянс во главе с Бартом де Вевером, второе место заняла Социалистическая партия Валлонии во главе с Элио ди Рупо. Лишь 5 декабря 2010 года политикам в Бельгии удалось договориться и сформировать правительство. Как отмечалось, договориться о совместном сотрудничестве стороны смогли только под давлением властей ЕС. Правительственный кризис в Бельгии оказался самым долгим в новейшей истории.
Главная причина такой ситуации, как считают эксперты – это внутренние национальные противоречия. "Бельгия – сложная страна, там три общины: валлонская, фламандская и немецкая и очень трудно слепить из фламандцев, валлонцев и немцев какое-то общенациональное правительство", – поясняет Сегодян.ua директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Один из кризисов в Италии
В начале 2013 года правительственный кризис разразился в Италии. В результате выборов 24-25 февраля в парламент Италии прошло четыре коалиционных объединения. В Палате депутатов большинство получила левоцентристская коалиция под руководством Демократической партии Пьера Берсани, что автоматически обеспечивает ей абсолютное большинство (340 мест) в нижней палате парламента Италии. Однако, в Сенате, где места распределяются по результатам региональных выборов, коалиция уступила в количестве полученных мандатов правоцентристской коалиции под эгидой партии бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони Народ свободы. Это привело парламент в неопределённое "подвешенное" состояние. Неожиданностью оказались высокие показатели у протестного "Движения пяти звезд" под руководством бывшего комика Беппе Грилло, получившего 25,5 % голосов. Четвёртой коалицией, прошедшей в парламент, стал блок бывшего премьер-министра Марио Монти "С Монти за Италию", получившей 10,5 % голосов.
Более двух месяцев стороны не могли договориться по составу правительства. Все это время страна жила со временным правительством во главе с Марио Монти.
Но 24 апреля 2013 года президент Италии Джорджо Наполитано предложил Энрико Летта возглавить правительство, чтобы положить конец кризисной ситуации. И уже через четыре дня новое правительство было приведено к присяге.
Но менее чем через год Летта подал в отставку, и было сформировано новое правительство во главе с действующим премьером Маттео Ренци.
Как известно в Италии довольно часто проходят перевыборы и меняются правительства. Это как отмечает замглавы Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий объясняется, как наличием региональных противоречий, так и особенностями самой политической системы.
"В Италии богатый Сервер и очень бедный по их меркам Юг. Естественно с Юга политики хотят увеличивать налоги, а с Севера наоборот уменьшать. Такое продолжается уже последние 20 лет. А, вообще, создана такая система, при которой для того чтобы не было узурпации власти какой-то политической силой. Но для парламентской системы частые выборы – это нармальное явление", – сказал он Сегодня.ua.
Урок Молдовы
Антиправительственные акции протестов в Молдове начались еще в конце марта 2015 года. Протестующие требовали расследования беспорядков 7 апреля 2009 года в Кишиневе, расследование дела о пропавшем миллиарде долларов из трех банков страны (Banca de Economii, Banca Socială и Unibank) и улучшения уровня жизни. Также были выдвинуты требования отставки правительства и глав всех правоохранительных структур, а также привлечения к ответственности виновных в коррупции и хищении средств из банковской системы страны.
12 июня премьер страны Кирилл Габурич подал в отставку. Кресло главы правительства занял представитель Либерал-демократической партии Молдовы Валериу Стрелец, кандидатуру которого поддержали 52 депутата из фракций либерал-демократов, демократов и либералов. На тот момент в проевропейскую парламентскую коалицию (либерал-демократы, демократы и либералы) входили 55 депутатов, в то время как левые партии (социалисты и коммунисты) имели 46 мандатов.
Однако избрание премьером Стрельца не успокоило ни граждан, ни "левую" оппозицию. К тому же продолжалсь внутренние дрязги внутри коалиции и борьба между партиями за власть.
29 октября 2015 года парламент отправил Валериу Стрельца в отставку. Новое правительство во главе с Павлом Филиппом удалось сформировать только в конце января 2016 года. Присягу правительство принимало тайно в ночь с 20 на 21 января в резиденции президента. До этого в стране проходили акции протеста против назначения Филиппа премьером.
Вместе с тем, эксперты призывают не проводить прямых аналогий между тем, что происходит в Молдове, и что может ждать Украину.
"Это сценарий, который у нас очень хотелось бы сделать Москве, и вполне возможно, что она сделает, поскольку это происходит на фоне страшной коррупционности всей этой проевропейской элиты. У нас они тоже, мягко говоря, не аскеты, но у нас все-таки другие размеры и другая зона ответственности, плюс война все еще длится. У нашего населения еще есть запас прочности и понимание того, что сейчас Майдан или что-то в этом роде уничтожит государственность", – считает Алексей Голобуцкий.
Не стоит сравнивать Украину с Европой
По мнению экспертов, отдельные элементы у правительственных кризисов в странах ЕС и в Украине похожи, однако отличий существенно больше.
"У нас все-таки особенный кризис с точки зрения того, что у нас смешанная форма правления. У президентских республик, как в США, такое вообще невозможно. В парламентских – это возможно и часто происходит и единственный выход из этого – досрочные выборы: Италия, Бельгия и пр.", – сказал Сегодня.ua глава Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
При этом в европейских странах четко прописаны процедуры, как выходить из политических кризисов, добавляет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Там есть четко прописанная процедур, как назначается премьер, как формируется правительство и какие основания для досрочного роспуска парламента. У нас же сегодня кризис потому, что нет четко прописанной процедуры назначения премьера, а та, что есть, очень неудобная и громоздкая", – пояснил он Сегодня.ua.
У нас же получается два центра принятия решений, добавляет Алексей Голобуцкий. "С одной стороны, формируют правительство фракции в парламенте, но предлагает премьера президент, и распускать парламент имеет право президент. Двоякая ситуация", – отметил он.
Избегнуть в будущем таких кризисов, как мы сейчас, можно лишь закрепив на законодательном уровне, в том числе в Конституции, четкие процедуры назначения и снятия с должности премьера, формирования правительства, роспуска парламента и пр., отмечает Вадим Карасев.
Еще одним стабилизирующим фактором будет снижение возможности обогащаться на коррупционных схемах, считает Алексей Голобуцкий. "Кризисы будут всегда, пока в парламенте и правительстве будут решаться конкретные финансовые вопросы конкретных финансовых групп. Пока это все будет решаться, будет такая борьба. Как только это прекратиться, Украина станет более-менее нормальным государством, где все прозрачно и коррупционные схемы доведены до минимума, из бюджета никто не "сосет" ресурсы тогда эта борьба потеряет смысл", – считает эксперт.