Верховная Рада в первом чтении приняла проект Избирательного кодекса 3112-1, который в корне меняет систему местных выборов и выборов народных депутатов, пишет "Сегодня".
Скандальная и коррумпированная мажоритарка, когда партийные штабы организовывали целые пирамиды по подкупу избирателей гречкой и деньгами, почти в прошлом. Кодекс вводит обещанную всеми партиями на досрочных парламентских выборах в 2014 году пропорциональную избирательную систему с открытыми списками и понижает проходной барьер с 5% до 4%. Хотя, по словам авторов, это еще предмет будущих дискуссий. Чтобы получить заветный депутатский мандат, кандидату нужно будет не только победить в своем региональном округе, но и чтобы за его партию по всей Украине проголосовало не менее 4% избирателей. Теперь осталось проголосовать Избирательный кодекс во втором чтении. Это может произойти уже через две недели. Но его авторы уже в ожидании тысяч поправок и не отрицают, что прогрессивный и реформаторский документ могут похоронить в комитете.
Шансов не было
Чем ближе к очередным парламентским выборам, которые должны пройти осенью 2019 года, тем больше под куполом разговоров о необходимости принятия нового избирательного закона. На внеочередных выборах в Раду в 2014-м только ленивый не говорил об отмене мажоритарки и переходе на чисто пропорциональную систему с открытыми списками. Такой пункт был в избирательных программах абсолютно всех партий, независимо от политической окраски. После выборов обещание провести избирательную реформу даже вписали в коалиционное соглашение с дедлайном до конца марта 2015 года, но с выполнением не спешили.
По данным Общественной сети "ОПОРА", за годы независимости в Украине действовало 6 законов только о выборах народных депутатов. Это, по словам замглавы ЦИКа Андрея Магеры, говорит о том, что Украина искала оптимальную модель для проведения выборов. "До 1994 года у нас была чистая мажоритарка с абсолютным большинством. Начиная с 1998-го, выборы проходили по пропорционально-мажоритарной системе. Такие же выборы прошли и в 2002 году. В 2006 году, как и на досрочных выборах в 2007-м, украинский парламент выбирался уже по чисто пропорциональной системе с закрытыми списками. В 2012 году была восстановлена пропорционально-мажоритарная система похожая на ту, которая существовала и в 1998, и в 2002 гг. И последние досрочные парламентские выборы в 2014 году прошли по этой же системе, только с определенными изменениями закона", – сказал сайту "Сегодня" Андрей Магера.
О своих предвыборных обещаниях народные избранники вспомнили, когда и коалиция давно распалась, и дедлайны на принятие нового избирательного закона прошли. Еще в конце 2015-го спикер Андрей Парубий решил создать парламентскую рабочую группу, куда вошли представители всех депутатских фракций и групп, которая должна была написать компромиссный проект не просто закона, а нового Избирательного кодекса. Но через год непростой совместной работы депутаты рассорились, так и не придя к общему знаменателю, рекомендовав Раде рассмотреть все шесть наработанных ими законопроектов.
"Я входил в состав этой рабочей группы, поэтому могу откровенно говорить, что она была запрограммирована на красивый процесс, но не на результат. Во время каждого заседания рассматривали каждый законопроект, критиковали, изучали, искали определенные компромиссы, но дальше рассмотрения работала не пошла", – сказал сайту "Сегодня" глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Три из рекомендованных рабочей группой законопроекта Рада провалила еще 19 октября. Некоторые из них, по словам Алексея Кошеля, называли открытыми списками систему с фактически закрытыми списками, к примеру, законопроект "Батькивщины". Еще один законопроект №1068-2 авторства внефракционного Виктора Чумака, нардепов от БПП и НФ Павла Ризаненко и Леонида Емца предлагал чисто пропорциональную систему с отрытыми списками. Но поддержки в зале он не нашел. Самым прогрессивным и реформаторским как эксперты, так и сами депутаты называли проект Избирательного кодекса №3112-1 авторства спикера Андрея Парубия, нардепов от БПП и НФ Александра Черненко и Леонида Емца, а также бывших нардепов, среди которых и известный эксперт по конституционному праву Юрий Ключковский. Его вместе с альтернативным проектом Кодекса авторства депутата от "Видродження" Валерия Писаренко поставили в повестку дня на сегодня. Но опрошенные сайтом "Сегодня" эксперты и депутаты накануне говорили, что шансы на его принятие ничтожно малы.
"Вопрос принятия Избирательных кодексов актуален, но качественная и содержательная дискуссия во фракциях по этому поводу не велась. Поэтому у меня очень большие сомнения, что депутаты понимают, что вынесено в этих законопроектах, и что им может нравиться или не нравиться с целью поддержки или не поддержки. Мы, к сожалению, не видим подготовительной работы накануне голосования, поэтому оптимистического настроя нет. Наиболее реалистичный вариант возвращение на доработку авторам с определением конкретного на это времени", – говорила нам накануне координатор Общественной сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская.
Как будем голосовать
Принятие в первом чтении Избирательного кодекса №3112-1 стало без преувеличения сюрпризом абсолютно для всего депутатского корпуса. За него проголосовало ровно 226 депутатов. "Этот результат стал сюрпризом для многих, никто не верил, что закон будет принят. Но это только подтверждает, что во втором чтении за него будет сложно собрать голоса", – считает нардеп от фракции "Радикальной партии" Игорь Попов.
Один из авторов избирательного кодекса Леонид Емец написал в своем Facebook, что ко второму чтению к документу могут подать внести более тысячи поправок, а само рассмотрение в сессионном зале может состояться уже через две недели. И, судя по словам нардепов, шансов на принятие реформаторского Избирательного кодекса мало. Но авторы настроены работать со всеми фракциями, убеждать и учитывать их поправки. Главное, по их словам, чтобы коллеги по парламенту не требовали вернуть мажоритарку и закрытые партийные списки.
Пока же принятая в первом чтении редакция нового Избирательного закона предусматривает давно обещанную украинцам отмену мажоритарки и переход на пропорциональную систему выборов с открытыми партийными списками. На выборах народных депутатов общегосударственный избирательный округ будет поделен на 27 региональных округов. Как и сейчас, выдвигает в депутаты и формирует партийный список кандидатов съезд партии: сначала составляется единый общеукраинский список из 450 кандидатов, который затем разбивается на 27 региональных. Чтобы поучаствовать в выборах, каждая партия должна перечислить на спецсчет Центральной избирательной комиссии 2 млн грн, которые после выборов вернут, если за партию проголосует не менее 2% избирателей.
В избирательном бюллетене будет всего две строчки: "Поддерживаю избирательный список политической партии за порядковым №" и "Поддерживаю кандидата в народные депутаты Украины от этой политической партии по порядковому №". "В конце каждого предложения размещаются по два трафарета для вписывания цифр: порядковый номер партии и порядковый номер кандидата в депутаты в региональном списке", – говорится в ст.366 Кодекса.
По словам Андрея Магеры, в таком случае бюллетень будет очень маленького размера, поскольку в нем будет лишь две позиции для заполнения. "Избиратель должен будет вписать трафаретом номер партии, которую он поддерживает, и номер кандидата от партии в региональном списке партии. Таким образом, избиратель может влиять на избирательный список, который партия предварительно согласовала на своем съезде. Поэтому я думаю, этот механизм более простой и в части изготовления бюллетеней, и в части подсчета, и в части обучения членов избирательных комиссий", – сказал сайту "Сегодня" Андрей Магера.
Некоторые политики пугают, что пропорциональная избирательная система, которая, кстати, действует практически во всех европейских странах, сложная, и украинцы просто запутаются и не будут знать, как голосовать. Но это только на первый взгляд, и на самом деле все достаточно просто. Во-первых, избиратель получит право самостоятельно ранжировать кандидатов в партийном списке, отдавая понравившемуся свой голос. Сейчас же очередность в списке исключительно прерогатива партии, что нередко служит причиной политической коррупции, продажей мест в списке и т.д. Во-вторых, партийные списки станут открытыми и региональными, избиратель, к примеру, в Черниговской области сможет выбрать кандидата в депутаты именно от своего региона. То есть, исчезнут политики-"парашютисты", которых различные партии отправляли на округ выиграть выборы и пройти в парламент, а сами они больше никогда не появлялись на округе.
Согласно принятому в первом чтении Кодексу, распределяться мандаты между победителями будут следующим образом. "Для этого устанавливается общегосударственная квота: количество голосов за партии, которые преодолели проходной барьер, делится на 450 (всего мест в Раде – Авт.). Тут мы получаем стоимость одного мандата в голосах. Затем количество голосов, полученных партией в регионе, делится на квоту и определяется, сколько целых мандатов партия получила в этом регионе. К примеру, у партии в регионе 7 мандатов, а в региональном списке у нее 15 кандидатов. Какие проходят? Считаются голоса за каждого конкретного кандидата из этого списка. И эти голоса округляются до 0,1% от количества избирателей, которые проголосовали в этом регионе. Теперь по этому показателю изменяется порядок кандидатов в списке – за кого больше, тот будет выше, за кого меньше – ниже. Не один голос решает, а 0,1%", – объяснил "Сегодня" один из авторов Кодекса Юрий Ключковский.
Система распределения мандатов на общегосударственном уровне будет такой же, как и сегодня. "К примеру, партия в регионе получила голосов на 10,3% мандата. Голоса на 0,3% переходят на общегосударственный уровень и со всех регионов суммируются вместе. Теперь смотрим, сколько у партии осталось неиспользованных голосов, и на них даем мандаты из общегосударственного списка", – подытожил Ключковский.
По словам экспертов, по международным стандартам менять избирательную систему можно не менее чем за год до старта избирательной кампании. То есть, если Рада до конца этого года проголосует новый Избирательный кодекс, ЦИК еще успеет обучить членов избирательных комиссий, а население – разобраться в тонкостях новой избирательной системы.