Принятый на прошлой неделе Верховной Радой закон, запрещающий коммунистическую символику, не на шутку взволновал жителей Днепропетровщины. Еще бы — одним из его условий является переименование населенных пунктов, носящих имена вождей минувшей эпохи. А таких в области более чем достаточно: Днепродзержинск, Новомосковск, Орджоникидзе, Першотравенск, а кандидат №1, конечно же, сам Днепропетровск. Сколько же улиц и других объектов в областном центре подлежит переименованию, еще никто не подсчитывал, но счет пойдет на десятки, а то и сотни, пишут «Вести».
Согласно закону (его еще должен подписать президент Украины), с новым названием местные советы должны определиться в течение девяти месяцев. В Днепропетровском горсовете говорят, что этим должна заниматься спецкомиссия, созданная по распоряжению городского головы. «Комиссию нужно создавать на сессии путем принятия соответствующего решения и наделения ее соответствующими полномочиями. Включать туда нужно не только депутатов, но и выдающихся людей со стороны города. В соответствии с уставом города должны быть проведены общественные слушания. После этого будут и какие-то рекомендации со стороны комиссии. Принятый по итогу вариант пойдет на утверждение в ВР», — говорит депутат горсовета Сергей Жуков. По словам и. о. управляющего делами исполкома Вадима Шебанова, такую комиссию создадут уже на этой неделе.
«Траты лягут на казну города»
В соцсетях уже заработали опросы по поводу судьбы имени Днепропетровска, и судя по ответам, большинство проголосовавших хотят и дальше жить в Днепропетровске, примерно четверть за короткое название Днепр. Есть и поклонники Сичеслава, Екатеринослава и даже Днепросити.
«Я уже 20 лет говорю: не морочьте голову ни себе ни людям — уберите «Петровск» и все закончится, — говорит народный артист Украины Михаил Мельник. — Сколько я себя помню, всегда говорили сокращенно Днепр. Для чего что-то еще придумывать? Я даже выйду на площадь, если будут искать другое имя. Но такие вопросы не нужно решать тогда, когда людям не за что купить хлеб».
По мнению депутата горсовета Сергея Воробьева, переименовывать город вообще не нужно. «Я считаю, что имя у нас и так достаточно хорошее и заниматься переименованием в нынешней ситуации глупо. А судя по тому закону, который мы видели, все затраты лягут на городскую казну, а это миллионы», — сказал «Вестям» Сергей Воробьев.
Экс-глава Архитектурного управления Днепропетровска Николай Улизько говорит, что переименование сопряжено с затратным внесением изменений в единый госреестр прав на недвижимое имущество и в целом проблема выходит за пределы Днепропетровска. «Это большой город, так что изменения коснутся не только области, но и Украины, и в мировом масштабе. Мое мнение на этот счет — пусть местная власть примет решение назвать город в честь последнего кошевого Петра Калнышевского, который имел отношение к нашей области. Так сохранится прежнее имя, но с новым смыслом», — предлагает Николай Улизько.
Выходец из Днепропетровска политолог Андрей Золотарев считает, что сейчас речь идет о надуманной проблеме, которая будучи поднятой, вмиг переключила внимание украинцев с обсуждения роста цен и тарифов.
«Как минимум это коснется около 2 млн людей, живущих в 250 населенных пунктах страны. Авторы закона поспешили объявить, что это будет бесплатно. Но кто заплатит за миллионы документов, подлежащие переоформлению? Это будут деньги украинцев, которые мы не можем направить на индексацию пенсий, зарплат, ремонт дорог. Это миллионы и миллиарды. Коль хотите поскорее покончить с тоталитарным прошлым, покажите лучшее будущее», — говорит Андрей Золотарев. Политолог предполагает, что ситуация может переиграться — закон вступает в конфликт с европейским правом, и высока вероятность, что Европейский суд по правам человека его не пропустит.
Старое имя — новый смысл: в честь св. Петра
Днепропетровский историк и председатель Рабочей группы комиссии городского совета по наименованию и переименованию улиц Максим Кавун рассказывает, что предстоящая Днепропетровску смена имени и названий улиц — ситуация уникальная. «Последний раз такое происходило в 1923 году, когда большевистская власть одним махом сменила 60 названий улиц в центре города (судя по всему теперь именно их снова предстоит менять. — Авт.), и в 1926 году переименовала Екатеринослав в Днепропетровск», — говорит Максим Кавун. К слову, еще до Екатеринослава город назывался Новороссийском (1797–1802 гг.).
А вообще, вариантов как назвать город в разные времена предлагалось множество. Кроме названия «Сичеслав», которое в 20-х годах прошлого века употреблялось как неофициальное, были идеи назвать город Красноднепровском, Пролетариславом, Краснославом, Металлистом и даже Ленинславом! Даже в годы независимости выдвигались варианты — Кодак, Махноград, Яворницкий.
Историк предлагает провести так называемое переименование без переименования — когда меняется суть, но не меняется форма. «То есть горсовет принимает решение о том, что Днепропетровск носит название не в честь Григория Петровского, а в честь святого Петра. В таком случае, город станет одним из городов, названных в честь святых. К тому же «петрос» по-гречески — это камень, а тема камней тут раскрыта — город стоит на отрогах и эти же граниты не дают нам построить метро. И Потемкин в своих стихах употребил метафору «город на гранитной горе». Возможно, кому-то покажется это несерьезным, но это интеллектуальная попытка решить вопрос замены топонима, которая сэкономит массу средств», — считает Максим Кавун.
Историк обращает внимание, что имя города также должно звучать благозвучно: «Многие горожане отмечают, что «Днепр» звучит простовато. А название «Днепропетровск», наоборот, большевики некоторое время проталкивали — люди воспринимали его с трудом».
ЧТО ГОВОРЯТ В FACEBOOK
Вячеслав Поездник, бщественный активист, журналист
— Обращаюсь к тем, кто будет переименовывать города и улицы. Я вас прошу, не нужно давать улицам и городам имена людей или называть их в честь каких-либо событий. Так мы будем иметь иммунитет от той власти, которая придет после и захочет переименовать улицы и города под своих героев.
Называйте улицы нейтрально: Калиновая, Абрикосовая, Цветочная, Небесная, Солнечная. Да, черт возьми, Сигаретная, Дурманная, Вонючая, Грязная и т. д. Только избавьте нас от имен и фамилий.
Влад Войцеховский, журналист
— Лично я — убежденный сторонник не переименования, а наполнения новым смыслом старого названия. Убираем памятник Петровскому — на его место ставим памятник гетманам Петру Сагайдачному и Петру Калнышевскому, вот вам и новый смысл Днепропетровска. Оба гетмана — парни-ураган, оба имеют отношение к нашему краю — Сагайдачный успешно воевал Москву, а Калнышевский был мучеником кровавого режима. Для полного гетманского триумвирата можно было бы присоединить сюда еще и Петра Дорошенко — но тот был редкой скотиной, в отличие от своего деда Михайла, который попереду, а Сагайдачный позаду в песне «Ой, на горі та й женци жнуть».
Татьяна Мазниченко, журналист, экс-пресс-секретарь мэра
— Название нашего города — Днепропетровск — надо сохранить, обязательно! И пресекать любые попытки переименования! Придумать что угодно: в честь «святого Петра», несвятого Петра... Или, как уже предлагали, использовать вариант, что «петрос» — это камень, а днепровские пороги у нас есть, и пусть Днепропетровск — это сочетание названия реки и каменных порогов... Наш Днепропетровск и так был известен в мире как космическая столица Украины, а за последний год — еще и как город-патриот, город главного врага Пу, город лучших врачей, лучших волонтеров, лучших воинов-героев! В общем, Крутой Город! Мне нравится — ДНЕ-ПРО-ПЕТ-РОВСК! Люблю свой город и хочу, чтобы он был, есть и оставался лучшим городом в мире. Пусть пафосно, но это так!
В то же время резонанс вокруг закона привел к тому, что депутаты правящей коалиции в Верховной Раде начали трактовать некоторые положения закона в сторону смягчения. Несмотря на то что в документе четко прописан порядок переименований улиц и городов (если это не сделает горсовет, то должна сделать обладминистрация), нардеп от «Народного фронта» Виктория Сюмар заявила, что закон носит рекомендательный характер, потому что переименование населенного пункта или улицы — прерогатива местных властей.
Так же считает и секретарь парламентского комитета по местному самоуправлению, депутат от Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко: «Я считаю, что в части переименования улиц и городов этот закон носит рекомендательный характер. Он дает право переименовывать города. Теперь в них должны пройти общественные слушания, по итогам которых местной власти предстоит решить — сохранять старое название или нет. Если решат сохранить — значит, так и будет».
Не все, однако, считают, что борьба с памятниками «не на часi». В первую же ночь после принятия закона в Харькове снесли памятники советским вождям Якову Свердлову и Серго Орджоникидзе. Это возмутило мэра Геннадия Кернеса: «Правоохранительные органы должны объяснить, почему они допускают незаконный снос памятников». А руководство Харьковского тракторного завода имени Орджоникидзе и вовсе не сдерживало эмоций: «фашистские нелюди плюнули в историю Украины и души работников Харьковского тракторного завода им. Серго Орджоникидзе. Ночью вандалы и варвары в масках снесли памятник Серго Орджоникидзе, который находится у здания главного заводоуправления. Для завода и его сотрудников памятник являлся символом трудовых побед и достижений заводчан... Коллектив завода обращается к силовым структурам с просьбой немедленно приступить к расследованию акта вандализма со стороны молодчиков, которые действовали как бандиты и воры под покровом ночи».
«Инициаторы закона, похоже, недооценили его последствия, — считает политолог Михаил Погребинский. — В ситуации, когда невозможно обеспечить даже минимальные социальные потребности людей, еще и провоцировать их подобным образом — значит, создавать риски радикализации настроений».
«Безусловно, принятие такого закона — это рискованный шаг власти, — говорит политолог Вадим Карасев. — И я не исключаю, что президент не подпишет его, предложив скорректировать, сделать более мягким. Однако даже если он его подпишет, не думаю, что это приведет к массовым волнениям — все-таки пример Донбасса показал, к чему это может привести. Другое дело, что декоммунизация ослабит и без того не слишком сильные позиции партии власти в южных и восточных областях, и на местных выборах эти регионы отдадут большинство голосов за оппозицию».
Впрочем, лидер фракции Блока Порошенко Юрий Луценко считает, что за закон проголосовали правильно. «Отныне дети не будут кататься на каруселях в парке имени людоеда, студенты не будут учиться в институте имени террориста, влюбленные не будут назначать свидания на площади имени убийцы... Сгиньте улицы всех красных дьяволят», — написал сын бывшего первого секретаря Ровенского обкома КПСС.