Заместитель городского головы, курирующий финансы и экономику, а также гуманитарное направление работы городской власти Александр Чернышов дал интервью газете «Панорама «Азота». Мы также публикуем это интервью для наших читателей.
– Основные направления работы городской власти в сфере экономики – это привлечение инвестиций в городское хозяйство, энергосбережение, а в части деятельности департамента финансов – увеличение доходов городского бюджета.
Перед нами сегодня стоит очень важная задача – сбалансировать бюджет в условиях повышения тарифов и грядущего увеличения минимальной заработной платы. Кроме того, в будущем году нагрузка на местный бюджет значительно возрастёт. Ведь теперь государство будет гарантировать только частичную выплату зарплат врачам и учителям. А вот коммунальные услуги учреждений здравоохранения и образования придётся оплачивать из местного бюджета.
Солидная часть доходов городского бюджета формируется от поступлений НДФЛ (подоходный налог) и платы за землю. НДФЛ в годовом бюджете составляет около 360 млн грн, а плата за землю — примерно 345 млн грн. Эта позиция состоит из двух частей: земельного налога (что даёт в бюджет около 37 млн грн) и арендной платы (308 млн грн). У нас принята ставка арендной платы 3% от нормативной денежной оценки земли, а в других городах Украины этот показатель доходит до 12%, и поступления в бюджет там, соответственно, значительно больше. Но для нашего промышленного комплекса при его нынешних возможностях повышение ставки будет просто убийственным. Радует то, что руководители крупнейших предприятий Каменского, в том числе и «ДнепрАзота», пошли навстречу городу и согласились с повышением на 0,5% (до 3,5%). Повышение ставки по крупным предприятиям дополнительно даст в городской бюджет до 50 млн грн. А по остальным предприятиям мы хотели увеличить этот показатель до 4%, но пока проект решения отправили на доработку.
– При экономном бюджете на 2017 год, откуда будете брать средства на развитие инфраструктуры?
– Мы подали ряд серьезных предложений по финансированию объектов инфраструктуры через Фонд регионального развития Днепропетровской областной государственной администрации. Речь идет о выделении средств на капитальный ремонт дорожного покрытия мостового перехода через реку Днепр, восстановление жилых домов, ремонт дорог, реконструкцию городского парка культуры и отдыха. В Министерство регионального развития Украины мы также подали несколько предложений (в рамках средств, закладываемых в Госбюджет на 2017 год). Обратились и к губернатору Днепропетровской области с просьбой о совместном финансировании работ по реконструкции малой арены стадиона «Прометей» (сметная стоимость около 31 млн грн, проект — в стадии завершения). С привлечением субвенции из областного бюджета постараемся сохранить темпы работ по жилищно-коммунальному хозяйству города на уровне этого года.
Подали мы и документы на получение кредитов в Европейский инвестиционный банк. Эти средства предполагаем потратить на модернизацию теплосетей, водоснабжения, уличного освещения. В Министерстве регионального развития и Министерстве финансов рассматриваются проекты по 66 субъектам (в целом по Украине), а предварительное положительное решение о выделении кредита от Минфина получили только 5 субъектов, в том числе и наши два. Остальные пока не рассматриваются, хотя мы пытались убеждать столичных руководителей: кто первый оформил проекты, тот и должен получить средства, а не ждать, пока по остальным субъектам появятся решения. Но пока приходится ждать.
Сегодня европейцы выделяют 200 млн евро по Чрезвычайной кредитной программе для восстановления Украины. Для участия в этом проекте мы подали несколько объектов социальной сферы, по которым прошли предварительные слушания и получено согласие Минфина о выделении 245 млн грн.
Город продолжает и сотрудничество с НЭФКО по энергообеспечению и энергоэффективности. Куда только возможно мы обращаемся за инвестициями, поскольку видим, что собственные бюджетные средства не позволят нам держать принятый темп.
– Какие проблемы вы видите в гуманитарном департаменте, который курируете сегодня?
– Здесь серьёзной задачей стало обеспечение школ учебниками. Мы вовремя и в полной мере отчисляем средства на закупку учебных пособий, но, к сожалению, не справляются типографии. Только недавно учебники для 4-х и 7-х классов начали массово завозить в школы города. С обеспечением учебниками по остальным классам проблем нет.
Остаются еще проблемы с очередностью в детские дошкольные учреждения. Но постепенно решаем их. К примеру, у вас, на Соцгороде, здание бывшей мастерской УВК №37 реконструировано под детское дошкольное учреждение. Вся работа проведена за счет средств областного бюджета. Решаем мы и вопрос реконструкции одного из недостроенных корпусов СШ №27 в Романково, на это запланировано 200 тыс. грн. Будет проведен демонтаж одного этажа и по проекту в оставшемся блоке будут открыты спортзал, актовый зал и компьютерный класс.
– Как, кстати, обстоят дела с обеспечением школ компьютерной техникой?
– Мы сделали интересный анализ: у нас в школах 1092 компьютера — вроде хорошо, когда просто разделишь это число на количество школ. Но выяснилось, что не все компьютеры задействованы в учебном процессе: часть из них используется администрацией школ на организационные нужды. Теперь судите сами: техники хватает на 57 компьютерных классов. Да, они есть в каждой школе, но этого совершенно недостаточно, поэтому мы обратились в область и получили поддержку – обещают 18-20 новых компьютерных классов передать нам до конца этого года. Для нескольких городских школ разрабатывается проект (и на это запланированы средства) современной информационной системы: детям выдаются электронные карточки, с помощью которых родители могут получать информацию о том, когда ребенок пришел в школу, когда вышел, какие получил оценки в этот день. Ещё одно назначение этой карточки – пользование школьным терминалом: ученик может в этом терминале снять деньги на пирожок и компот в школьном буфете, родители будут видеть и эти расходы, а дети с малых лет обучаются работе с терминалом. В будущем один из сегментов такой карточки будет, возможно, служить и «проездным билетом» школьника в общественном транспорте.
Что касается питания в школах – его стоимость будет пересмотрена. Льготные условия, право на бесплатное питание имеют у нас учащиеся младших классов, дети перемещенных лиц (с территории проведения АТО), дети-сироты. С учетом роста стоимости продуктов, инфляционных процессов, думаю, что установленная стоимость будет увеличена.
– Вернемся к экономике. Насколько я помню, Постановлением КМУ от 2008 года было утверждено понятие паевого участия предприятий в содержании инфраструктуры города – процентная ставка от стоимости реконструкции или строительства каких-то объектов на предприятиях. Вы пока об этом ничего не сказали…
– По итогам 11 месяцев 2016 года застройщиками города перечислено в местный бюджет 4,1 млн грн. средств паевого участия, направленных на развитие инфраструктуры Каменского.
При этом мы ни на минуту не забываем о других возможностях для пополнения бюджета города. Уже проведён ряд совещаний с департаментом коммунальной собственности и земельных отношений, налоговой инспекцией. Есть акты постоянного пользования землей, выданные в 90-е годы, с которыми связано немало проблемных вопросов. У энергетиков и газовщиков действуют такие акты, но это вообще отдельная тема, требующая более детального изучения. Помимо этого, находятся предприниматели, которые до сих пор считают возможным платить 1% ставки вместо законных минимальных 3%. А это всё – упущенная возможность увеличения доходов местного бюджета.
– Получается ли у городской власти успешно действовать в сфере госзакупок по системе ProZorro?
– Все больше госзакупок мы переводим в эту систему. По состоянию на 6 декабря, среди 18 тысяч организаторов, зарегистрированных в системе ProZorro, Каменское находится на 19 месте, а среди городов Украины – на 5-м. И это очень неплохой показатель. Нам, конечно, есть к чему стремиться, но уже можно говорить об имеющемся положительном результате в этой сфере. Кроме того, в результате применения организаторами Каменского закупок электронной системы, мы получили экономию около 36 млн. грн.
– Вы курируете сферу культуры. Какие мероприятия будут проводиться в Каменском на Новый год?
Сейчас мы вплотную занимаемся подготовкой к Новому году. 17 декабря состоится торжественное открытие городской ёлки на площади Калнышевского. К этому времени там оборудуют каток, резиденцию Деда Мороза и сказочный городок. Будет действовать детская площадка с передвижными аттракционами, фотополяной, карнавальной продукцией. Также у ёлки будут проводиться конкурсно-развлекательные и спортивные программы по зимним видам спорта.
На открытие ёлки в город обещают приехать известные украинские музыканты – группа «ВВ». Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех жителей Каменского на праздник. А ещё поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Мира всем, крепкого здоровья и счастья!