До 2017 года в Украине исполнялись лишь 6% судебных решений в гражданских и хозяйственных делах. За прошлый год их количество увеличилось до 18%. Тоже капля в море, но хоть какие-то сдвиги. Это стало возможно благодаря реформе системы исполнения судебных решений — появились частные исполнители. "Сегодня" разобралась в тонкостях реформы с помощью экспертов проекта "Коммуникация Европы в Украине".
Исполнитель на выбор
Многолетние попытки усовершенствовать госисполнительную службу (ГИС) были неэффективны. На 5 тыс. исполнителей в 2017-м приходилось 4,1 млн дел. Если разделить объем на всех, выходит, что каждый специалист должен исполнять по 3 дела в день! Высокая нагрузка наряду с низкими зарплатами и текучкой кадров делали ГИС неэффективной. Чтобы найти выход из тупика, в 2015-м при Администрации президента была создана рабочая группа. Сюда вошли представители Минюста, эксперты проекта ЕС "Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине" ("ПРАВО-Justice"), представители проекта USAID "Центр коммерческого права". Основываясь на опыте ЕС, команда приняла решение: необходимо переходить к смешанной системе исполнения судебных решений, когда гос- и частные исполнители работают конкурентно. То есть физ- или юрлицо, в пользу которого принято решение суда, само решает, к кому идти с исполнительным документом — к частнику или чиновнику. Нагрузка на последних снижается, а значит — реально уменьшить завалы невыполненных дел. В свою очередь частники быстрее закрывают дела, обеспечивая налогами бюджет.
В ЕС, где работают частники, выполняется минимум 30% судебных решений. Примерами для подражания могут быть Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция. Такой подход помог решить проблемы и восточноевропейских соседей, где постсоветская система исполнения судебных решений "блистала" низкими показателями. Сейчас частники работают в странах Балтии, Чехии, Польше, Грузии, Молдове и др.
"Пример Литвы показателен. Решением правительства все госисполнители в один день стали частными. Конечно, был порядок подтверждения квалификации. И не все смогли работать в новых условиях. Потому что быть госчиновником и человеком, работающим на себя, — разные вещи", — рассказывает Ирина Жаронкина, эксперт проекта ЕС "Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине".
Частников пока мало
Минюст объявил набор исполнителей в начале 2017-го. Обучение и стажировку прошли свыше тысячи кандидатов. 123 сдали экзамен. Но сейчас работает лишь 100 человек, из них 33 — в Киеве. Все из-за сложности и дороговизны процедуры отбора. Согласно Порядку допуска к профессии, перед экзаменом кандидаты должны окончить месячные курсы за 6,1 тыс. грн. И те, кто не имеет годичного опыта работы госисполнителем, адвокатом, нотариусом, арбитражным управляющим, месяц проходят бесплатную стажировку в Госисполнительной службе. Кандидаты сами оплачивают пребывание в регионе по стажировке. Затем — квалификационный экзамен. Те, кто получил удостоверение частного исполнителя, обязаны открыть офис и пройти проверку Минюста: должны быть решетки на окнах, сигнализация, сейф и металлические шкафы для хранения печатей, документов. Только после этого исполнителя вносят в Единый реестр частных исполнителей Украины и он может работать. Но еще частник должен застраховать возможный ущерб участникам производства. Стоимость полиса стартует от 800 грн и зависит от суммы взыскания с должника.
Старт
Первые частники заработали в августе-сентябре 2017-го. До конца года они открыли 3,3 тыс. исполнительных производств на 710 млн грн, взыскав 50,7 млн грн.
"Заказы не посыпались сразу. Клиенты относились с недоверием. Некоторые госорганы и банки тоже поначалу не воспринимали всерьез. Но когда появились довольные взыскатели, доверие к институту выросло. Стали чаще обращаться", — рассказывает Екатерина Шмидт, частный исполнитель из Киевского округа.
Кроме того, частникам пришлось доказывать, что они — не коллекторы.
"Спросите прохожего, что он слышал о судебных исполнителях. Скорее всего, скажет: "Это те, кто отбирают имущество у должников". Но это неправильно. Исполнитель не забирает у должника, а возвращает заявителю принадлежащее по праву", — подчеркивает частный исполнитель Андрей Авторгов.
Напомним, коллекторы в нашей стране находятся вне закона и их "деятельность" подпадает под ст.182 УК "Нарушение неприкосновенности частной жизни". А частники руководствуются законами "Об исполнительном производстве" и "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов".
Стоит отметить: частникам выгоднее работать с коммерческими спорами и выполнением контрактных обязательств. Но исполнитель может помочь обычному человеку забрать по решению суда депозит из банка, получить алименты, долги по зарплате, страховое возмещение после ДТП или потребовать компенсацию у соседа, залившего квартиру. У них те же полномочия, что и у ГИС. То есть частники могут арестовывать счета и имущество, накладывать на должников штрафы, ставить вопрос перед судом об ограничении в выезде за границу.
Проблемы: нужны единые реестры и конкуренция
Частные исполнители экономят деньги налогоплательщиков, ведь, в отличие от ГИС, мотивированы скорее исполнить судебное решение. Это влияет на заработок — 10% от взысканной суммы или стоимости возвращенного имущества. А когда исполняется неимущественное решение, например суд постановил опубликовать опровержение заявления, гонорар фиксированный — 2 минимальные зарплаты (7,4 тыс.) с физлица и 4 (14,9 тыс. грн) — с юрлица. В сложных делах исполнители могут брать дополнительное вознаграждение. От дохода частник отнимает расходы на офис, запросы, зарплаты, налоги (нагрузка 41,5%).
"Частник сам организует исполнение. Он всегда на связи, ведь взыскатели — его клиенты, а должника примут в неприемное время. Мы обязаны быть эффективными, это вопрос рентабельности", — отмечает Александр Сивокозов из Совета частных исполнителей Украины.
Это доказывает и опыт. Исполнитель Екатерина Шмидт за 20 дней взыскала 13 млн грн долга с предприятия. А в ГИС есть дела на этого должника еще на миллионы. Еще пример: исполнитель Андрей Авторгов за 8 рабочих дней взыскал с банка долг в 3,5 млн грн.
Планы
Реализации реформы мешают несколько моментов. Надо обеспечить равную конкуренцию между частными и госисполнителями. Дело в ГИС может находиться годами, его сложно передать частнику, порядок передачи еще готовится.
"Честной конкуренции пока нет. Для успешной реформы нужно больше исполнителей и возможности для нормальной работы", — считает Довидас Виткаускас, руководитель проекта ЕС "ПРАВО-Justice".
Есть проблемы по финограничениям. В законе предусмотрено ограничение суммы взыскания по одному делу — не более 20 млн грн в течение года работы. Создает преграды исполнителям и отсутствие единых реестров. Реестр автомобилей ведет МВД, плавсредств — Укрморречинспекция, воздушных судов — Госавиаслужба. Доступ к ним — по запросам. А реестров счетов физлиц и автосистемы ареста счетов банков нет. Исполнители часто наугад рассылают постановления по банкам. Еще одна проблема — уклонение должников. Эксперты отмечают: иногда банки умышленно игнорируют постановления частников, помогая крупным клиентам перевести деньги на другие счета. Нередко суды блокируют деятельность исполнителя.
"Чем крупнее обязательства, тем больше усилий прилагают должники, чтобы уклониться. Сами или через третьих лиц подают надуманные жалобы в суды, которые запрещают исполнение решений других судов", — рассказывает Сивокозов.
Однако, несмотря на проблемы, через 3—5 лет Минюст хочет достичь среднего в ЕС уровня исполнения судебных решений — 50—70%. Но для этого, по оценкам экспертов, нужно 1—2 тыс. частников.