О противостоянии между бывшим собственником ДМК Виталием Гайдуком и нынешним фактическим хозяином предприятия Ринатом Ахметовым сообщает в своей аналитической статье популярный сайт https://www.ukrrudprom.ua/.
Неожиданно для многих главным пострадавшим от свежих решений СНБО наряду с Виктором Медведчуком стал Ринат Ахметов. Утверждают даже, что именно Алексей Данилов деятельно участвует в раскрутке органами дела о похищении экс-главы “Нафтогаздобычи” Олега Семинского в 2012 году.
Вы спросите, откуда у Алексея Мячеславовича такая луганская прыть? Еще в момент назначения Данилова секретарем Совета национальной безопасности и обороны мы отмечали, что за этим кадровым решением переливается на солнце всеми цветами радуги лысина бывшего владельца “Индустриального союза Донбасса” Виталия Гайдука.
Сотрудничеству между Виталиком и Алексеем скоро стукнет 20 лет. Именно Гайдук и его коллеги по ИСД после первого Майдана в 2005 году поспособствовали тому, что бывший мэр экс-Ворошиловграда (1994-1997), которого отправили до истечения срока полномочий депутаты госрсовета, стал уже губернатором Луганской области. Этот регион был ключевым для “Индустриального союза Донбасса” после болезненного развода с Ахметовым (к которому вернемся позднее). Именно здесь находился крупнейший актив донецкой корпорации — Алчевский меткомбинат и приданный ему коксохимзавод.
Губернаторство Данилова было недолгим — каких-то 9 месяцев — и рассыпалось как результат скандала известного в украинской истории как “любі друзі”. Так или иначе, но с этого момента Данилов уже не покидал орбиты Гайдука — его держали на расстоянии вытянутой руки. С приходом к власти Зеленского Алексея Мячеславовича вытащили из закромов, вымыли, одели так чисто и отправили в СНБО — сначала в качестве заместителя секретаря, а затем (после ухода эмоционально нестабильного Саши Данилюка) передвинули на главную позицию.
Впрочем, хватит о марионетке, поговорим о кукловоде. Виталий Гайдук — один из основателей “Индустриального союза Донбасса”. Пожалуй один из первых наряду с Павлом Лазаренко официальных коррупционеров страны. Благодаря недавней премьере “Наследника” об убийстве Евгений Щербаня в Донецком аэропорту в ноябре 1996 года нам снова напомнили, что свое участие в строительстве ИСД Виталий Анатольевич совмещал с креслом заместителя губернатора Донецкой области. Впоследствии этот бизнес Гайдук переписал на свою супругу Елену, но осадочек остался.
В богатой биографии Гайдука нас интересуют три момента, которые и стали отправной точкой для испытаний Рината Леонидовича. Во-первых, Виталий Анатольевич обладает уникальным для украинского олигарха опытом. Он пусть и меньше года, но был секретарем СНБО при Ющенко. Это была попытка Виктора Андреевича создать противовес ставшему в 2006 году премьером Виктору Януковичу и его хозяину Ахметову. Справедливости ради, противостояния этого Гайдук не выдержал и “слился” в самый ответственный момент — 11 мая 2007 года.
Именно благодаря этому опыту Гайдук может сегодня максимально точно управлять повседневной деятельностью Данилова. Он не какой-то там теоретик, а профи с богатым опытом работы в условиях острого политического кризиса. Экспертиза, которая сегодня особо востребована Зеленским.
Во-вторых, у Гайдука незакрытый гештальт в отношениях с Ахметовым и это вовсе не про период нахождения в СНБО. С момента убийства Щербаня и изменения состава акционеров ИСД Виталий Анатольевич пережил немало томительных минут в общении с Ринатом Леонидовичем. Достаточно сказать, что в 1998 году бесследно исчез персональный водитель Гайдука, бывший в силу своего статуса обладателем бесценной информации. Естественно единственным подозреваемым был Ахметов.
Так или иначе, но это “партнерство” на грани фола продолжалось до 2002 года, когда по итогам аудита работы мариупольской “Азовстали”, которую на тот момент уже контролировал ИСД, “Уважаемый” обвинил своих партнеров по корпорации в воровстве у него и потребовал разделить активы. В итоге СКМ отобрал у Гайдука, Таруты и Мкртчана (еще не ставшего на тот момент официальным партнером) практически все в Донецкой области — оставили только офис в Донецке и пару предприятий в Краматорске. В результате понесенных потерь ИСД даже стало финансировать как раз формировавшийся в тот момент “оранжевый” лагерь и поддерживать Ющенко.
Справедливости ради, несмотря на конфликт, связанный с разделом ИСД, далеко не у всех партнеров испортились отношения с Ринатом. Тот же Сергей Тарута сумел их не только восстановить, но и даже укрепить. В результате чего в 2014 году стал губернатором Донецкой области и смог своим саботажем деятельно поддержать местную “русскую весну”. А сегодня вполне заслуженно является вторым номером в парламентской фракции “Батькивщины”.
Но не таков Гайдук с его хронической злопамятностью. И здесь мы подходим к третьей и весьма важной характеристике хозяина секретаря СНБО. Благодаря сделке по продаже своей доли ИСД (пусть он и считает, что его на ней крепко надули) у Виталия Анатольевича довольно много кэша. Это весьма нетипично для большинства украинских олигархов, у которых обязательства традиционно превышают в несколько раз их активы. И это нажитое непосильным трудом Гайдук явно собирается инвестировать в украинскую политику. Причем Данилов лишь одна из его ставок. Еще одна видимая марионетка — министр экологии Роман Абрамовский. Да, и глава Совета НБУ Богдан Данилишин Гайдуку многим обязан. А о скольких “добровольных помощниках” Виталия Анатольевича мы не знаем?
И это плохая новость для Ахметова. Что может быть хуже врага, обуреваемого жаждой мести, в распоряжении которого есть топ-чиновники и практически неограниченный запас кэша. В общем, делаем ставки и запасаемся поп-корном.