Налоги в военное время: актуальные разъяснения Государственной налоговой службы-2

Опубликовано slavkin - пт, 12/02/2022 - 07:39
Ворон

Государственная налоговая служба и её территориальные подразделения продолжают важную и крайне необходимую в условиях военного времени работу по информированию плательщиков налогов как о налоговой политике в целом, так и о нюансах взимания тех или иных видов налогов. Наибольшую популярность в информационной деятельности ГНС (ДПС) сейчас приобретает онлайн-консультирование со стороны специалистов налоговой службы, которые работают как на основных веб-ресурсах ДПС и её региональных управлениях, так и в социальных сетях, доступ к которым есть практически у большинства населения. Сегодня продолжаем наш рассказ о некоторых актуальных налоговых онлайн-консультациях, которые были обнародованы в последнее время.  

Утверждены изменения в порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений решений налогоплательщикам

Главное управление Государственной налоговой службы (ДПС) в Днепропетровской области обращает внимание на то, что Министерством финансов Украины приказом от 25 августа 2022 года № 258 (далее — Приказ № 258) утверждены изменения в Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам (далее —Порядок).
Приказом Министерства финансов Украины от 14 сентября 2022 года № 289 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 25 августа 2022 года № 258» (далее — Приказ № 289) Порядок был подкорректирован.
Приказ № 258 и Приказ № 289 вступили в силу через 60 дней со дня официального опубликования. Они были опубликованы в бюллетене «Официальный вестник Украины» от 30 сентября 2022 года № 76.
Согласно изменениям, Порядок приводится в соответствие с Законом Украины «Про внесення змін до Податкового кодексу України та інших законодавчих актівУкраїни щодо забезпечення збалансованості бюджетних надходжень» от 30 ноября 2021 года № 1914-IX (с изменениями).В частности, Порядок дополнен новым приложением 31 «Податкове повідомлення-рішення за формою МПЗФ» (далее — ППР).
Уточнено, что такое ППР составляется для налогоплательщиков-физических лиц, если в соответствии с законодательством контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство с положительного значения разницы между суммой общего минимального налогового обязательства и общей суммой уплаченных налогов, сборов, платежей для физических лиц-собственников, арендаторов, пользователей на иных условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса) земельных участков, отнесённых к сельскохозяйственным угодьям, не переданных такими лицами в аренду (субаренду), эмфитевзис или иное пользование на основании договоров, заключённых и зарегистрированных в соответствии с законодательством (приложение 31).
Направляется (вручается) ППР налогоплательщику в сроки, установленные Налоговым кодексом Украины (НКУ) для определения общего минимального налогового обязательства физическим лицам-собственникам, арендаторам, пользователям на иных условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса) земельных участков, отнесённых к сельскохозяйственным угодьям.

Упрощён процесс перечисления средств с единого счёта

В электронном кабинете налогоплательщика (на официальном веб-сайте ДПС: https://tax.gov.ua) разработан новый функционал «Спрямування коштів з ЄР» (форма J/F1307701), который позволяет плательщикам мгновенно осуществлять платежи с единого счёта.
Для этого плательщику необходимо сделать лишь 2 шага:
1) выбрать электронную форму J/F1307701;
2) указать в этой форме вид платежа и сумму.
В сегодняшних условиях единый счёт — это альтернативный инструмент для легкости и простоты уплаты налогов и единого взноса.
В режиме 24/7 плательщику предоставлена возможность перейти к уплате налогов и сборов, используя единый счёт.
По желанию плательщик может в электронном кабинете выбрать электронную форму J/F1307001 «Повідомлення про використання єдиного рахунку» и пополнять единый счёт.
Все остальные действия, связанные с перечислением средств с единого счёта в бюджет и фонды социального страхования, будут осуществлены территориальными органами ДПС.

Как и на сколько некоторые категории физических лиц-предпринимателей освобождаются от уплаты налогов во время болезни?

Главное управление ДПС в Запорожской области на своём официальном веб-сайте (https://zp.tax.gov.ua) разместило по этому вопросу следующие разъяснения. 
В соответствии с пунктом 295.1 статьи 295 НКУ плательщики единого налога I иII групп уплачивают единый налог путём осуществления авансового взноса не позже 20 числа (включительно) текущего месяца.
Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчётный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчётного года.
Начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога I иII групп осуществляется контролирующими органами на основании заявления такого плательщика единого налога относительно размера избранной ставки единого налога, заявления относительно периода ежегодного отпуска и/или заявления о сроке временной потери трудоспособности (п. 295.2 ст. 295 НКУ).
Плательщики единого налога I иII групп, не использующие труд наёмных лиц, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца на год на время отпуска, а также за период болезни, подтверждённый выпиской из Электронного реестра листков нетрудоспособности, если он длится 30 и более календарных дней (п. 295.5 ст. 295 НКУ).
Информация о периоде ежегодного отпуска и сроках временной потери трудоспособности с обязательным приложением выписки из Электронного реестра листков нетрудоспособности передаётсяпутём подачи заявления в произвольной форме (п. п. 298.3.2 п. 298.3 ст. 298 НКУ).
В соответствии с пунктом 295.6 статьи 295 НКУ суммы единого налога, уплаченные в соответствии с абзацем 2 пункта 295.1 и пункта 295.5 статьи 295 НКУ, подлежат зачислению в счёт будущих платежей по этому налогу по заявлению плательщика единого налога.

Ошибочно и/или излишне уплаченные суммы единого налога подлежат возврату плательщику в порядке, установленном НКУ
Учитывая вышеизложенное, плательщики единого налога I иIIгрупп, которые не используют труд наёмных лиц, освобождаются от уплаты единого налога за период болезни при условии подачи таким плательщиком заявления в контролирующий орган относительно срока временной потери трудоспособности с приложением выписки из Электронного реестра листков нетрудоспособности.
Следовательно, если плательщик единого налога болел 30 и более календарных дней, а болезнь началась до 20 числа месяца и закончилась в последующем(их) месяце(ах), то такой плательщик освобождается от уплаты единого налога только за календарный(е) месяц(ы) (в котором(ых) начал болеть (болел)), а за календарный месяц, в котором согласно данных, указанных в выписке из Электронного реестра листков нетрудоспособности, болезнь закончилась, уплачивает единый налог в соответствии с нормами НКУ.
Следует отметить, что временно, с 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, согласно абзацу первому подпункта 9.1 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ физические лица-предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога I иIIгрупп, имеют право не платить единый налог.

Кто является плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности?

Главное управление ДПС в Кировоградской области на своём официальном веб-сайте (https://kr.tax.gov.ua) информирует, что плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты) — землепользователи (арендаторы) земельных участков государственной и коммунальной собственности на условиях аренды.
В соответствии с подпунктом 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НКУ (с изменениями и дополнениями) плата за землю — это обязательный платёж в составе налога на имущество, взимаемого в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. 
Арендная плата для целей раздела XII НКУ — это обязательный платёж за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности на условиях аренды (п. п. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Согласно подпункту 14.1.73 пункта 14.1 статьи 14 НКУ землепользователи —это юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые пользуются земельными участками государственной и коммунальной собственности:
- на праве постоянного пользования;
- на условиях аренды.
Подпунктом 269.1.2 пункта 269.1 статьи 269 НКУ установлено, что плательщиками платы за землю являются плательщики арендной платы-землепользователи (арендаторы) земельных участков государственной и коммунальной собственности на условиях аренды.

Применяется ли административная ответственность за нарушение ведения налогового учета в военное время?

Главное управление ДПС в Одесской области на своём официальном веб-сайте (https://od.tax.gov.ua) напоминает, что в соответствии с пунктом 111.1 статьи 111 НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности:
- финансовая;
- административная;
- уголовная.
Вопросы административной ответственности регулируются Кодексом Украины Об административных правонарушениях (далее —КУоАП).
Частью 1 статьи 163-1КУоАП предусмотрено, что отсутствие налогового учёта, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учёта, в том числе непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, представление которых предусмотрено законами Украины, — влечёт за собой наложение штрафа в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 85 до 170 грн.).
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 163-1КУоАП, совершённые лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 255 грн.) (ч. 2 ст. 163-1КУоАП).
Следует отметить, что изменения в части неприменения к плательщикам административной ответственности в период действия военного положения в КУоАП и НКУ не вносились.
В то же время, подпунктом 2 пункта 1 Закона Украины «Про захист інтересів суб’єктів подання звітності та інших документів у період дії воєнного стану або стану війни» от 3 марта 2022 года № 2115-IX(далее — Закон № 2115) установлено, что в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение 3-х месяцев после его завершения к физическим лицам, физическим лицам-предпринимателям, юридическим лицам не применяется административная и/или уголовная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчётности и/или документов, определённых подпунктом 1 пункта 1 Закона № 2115.
Так, согласно подпункту 1 пункта 1 Закона № 2115 физические лица, физические лица-предприниматели, юридические лица подают учётные, финансовые, бухгалтерские, расчётные, аудиторские отчёты и любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы.
При этом Закон № 2115 не распространяется на налоговые правоотношения (подпункт 5 пункта 1 Закона № 2115).
Учитывая вышеприведённое, административная ответственность, предусмотренная статьёй 163-1КУоАП, в период действия военного положения применяется за нарушение порядка ведения налогового учёта.

Игорь Ворон, юрист.