Нарушение ведения учёта товарных запасов в военное время: налоговые проверки и админответственность

Опубликовано slavkin - ср, 10/12/2022 - 08:11
Ворон

11 октября этого года Главное управление Государственной налоговой службы в Полтавской области опубликовало на своём официальном веб-сайте (https://poltava.tax.gov.ua) информационное сообщение под названием «Щодо застосування під час перевірок у період воєнного стану фінансової та адміністративної відповідальності за порушення ведення обліку товарних запасів». Ознакомление с этим материалом наших читателей, в особенности, тех, кто связан с предпринимательством, не только может быть стимулом к наведению порядка в учёте товарных запасов, но и может уберечь от административной ответственности, финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Теперь об этой публикации более детально. 

Внимание подтверждающим документам

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР (с изменениями и дополнениями; далее – Закон № 265) субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчётные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением электронных платёжных средств, платёжных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приёму наличности для дальнейшего её перевода обязаны вести в порядке, установленном законодательством, учёт товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учёте. Порядок и форма учёта товарных запасов для физических лиц-предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. При этом субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам на начало проведения проверки документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учёт и происхождение товарных запасов (в частности, но не исключительно, документы по инвентаризации товарных запасов, документы о получении товаров от других субъектов хозяйствования и/или документы на внутреннее перемещение товаров), которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).

Если на едином налоге

Такие требования не распространяются на физических лиц-предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме тех, которые осуществляют деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камня, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).
 Согласно пункту 1 раздела II Порядка ведения учёта товарных запасов для физических лиц-предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утверждённого приказом Министерства финансов Украины от 3 сентября 2021 года№ 496 (далее – Приказ № 496; Порядок № 496) учёт товарных запасов осуществляется физическими лицами-предпринимателями, в том числе плательщиками единого налога путём постоянного внесения в Форму ведения учёта товарных запасов (далее — Форма учёта), которая определена приложением к Порядку № 496, информации о поступлении и выбытии товаров на основании первичных документов, которые являются неотъемлемой частью такого учёта.

Ответственность за нарушение порядка учёта материальных запасов

Ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или не предоставивших во время проведения проверки документы, подтверждающие учёт товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственном объекте) определена статьёй 20 Закона № 265. 
 Статьей 20 Закона № 265 определено, что к субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, не учтённых в установленном порядке, и/или не предоставивших во время проведения проверки документы, подтверждающие учёт товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственном объекте), по решению контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере стоимости таких товаров, которые не учтены в установленном порядке, по ценам реализации, но не меньше 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.). Такие требования не распространяются на физических лиц-предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме тех, которые осуществляют деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камня, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).
Вместе с тем, статьёй 26 Закона № 265 предусмотрено, что должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются к административной ответственности.
Согласно статье 155-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Порушення порядку проведення розрахунків» (с изменениями и дополнениями) нарушение установленного законом порядка проведения расчётов в сфере торговли, общественного питания и услуг влечёт за собой наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих расчётные операции, от 2-х до 5-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 до 85 грн.) и на должностных лиц — от 5-ти до 10-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.).
Действия, совершённые лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчётные операции, от 5-ти до 10-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.) и на должностных лиц — от 10-ти до 
20-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Особенности привлечения к админответственности в период военного положения

В то же время, согласно пункту 12 раздела II «Заключительные положения» Закона № 265, временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований Закона № 265 не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчётных операций при продаже подакцизных товаров. 
Учитывая изложенное, во время проверок в период военного положения физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров, не учтённых в установленном порядке, и/или не предоставивших во время проведения проверки документы, подтверждающие учёт таких товаров, находящихся в месте продажи (хозяйственном объекте), по решению контролирующих органов применяется финансовая и административная ответственность.
К субъектам хозяйствования физическим лицам-предпринимателям, в том числе плательщикам единого налога, которые не осуществляют реализацию подакцизных товаров, во время проверок в период военного положения за нарушение ведения учёта товарных запасов, определённого Приказом № 496, применяется только административная ответственность.

Игорь Ворон, юрист.