1 июля этого года на официальном сайте отечественного законодателя (https://www.rada.gov.ua) появилась информация о принятии во втором чтении и в целом проекта Закона Украины о внесении изменений в некоторые законы Украины по оптимизации трудовых отношений (№ 7251). Как всегда, познакомим наших читателей с этим нормативно-правовым актом более подробно, несмотря на то, что, по нашим данным, официальной публикации этого закона еще не было.
Что нового появится в регулировании трудовых отношений?
Если кратко дать самую общую правовую характеристику внесенным народными депутатами изменениям в трудовое законодательство, то необходимо сказать о следующем.
Законопроектом №7251 «О внесении изменений в некоторые законы относительно оптимизации трудовых отношений» предполагается:
1) установить, что на время объявления военного или чрезвычайного положения все сообщения и документы по вопросам трудовых отношений, приказы (распоряжения) собственника или уполномоченного им органа могут осуществляться и вестись в электронной форме с использованием технических средств электронных коммуникаций или путем отправки электронных носителей, на которых записан этот документ, в соответствии с законодательством в сфере электронного документооборота;
2) предусмотреть порядок прекращения трудового договора с работником или физическим лицом, использующим наемный труд, в случае их смерти, признания судом безвестно отсутствующими или объявления умершими;
3) ввести дополнительное основание для расторжения трудового договора — отсутствие работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более 4-х месяцев;
4) ввести дополнительное основание для увольнения работника — невозможность обеспечивать работнику условия труда, вследствие того, что необходимые для выполнения работы указанным работником производственные, организационные, технические мощности, средства производства или имущество собственника или уполномоченного им органа уничтожены в результате боевых действий, а также ввести особую процедуру увольнения таких работников;
5) оставить за участниками боевых действий, пострадавшими участниками Революции Достоинства, лицами с инвалидностью вследствие войны право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней;
6) возместить работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии по отдельному механизму;
7) разрешить осуществлять внеплановые мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде в период военного положения;
8) установить срок, когда должна быть выплачена заработная плата за время отпуска, а именно не позднее последнего дня, предшествующего дню начала отпуска;
9) конкретизировать порядок регламентации рабочего времени и времени отдыха в период действия военного положения, в частности, относительно категорий работников, которым может быть увеличена продолжительность работы в течение недели, уточнить порядок предоставления ежегодного основного отпуска;
10) определить понятие совместительства;
11) определить особенности прохождения службы государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления в период действия военного положения;
12) уточнить порядок увольнения работников, в том числе массового увольнения;
13) увеличить оплату труда в размере, увеличенному пропорционально увеличению нормы труда, на период действия военного положения;
14) уточнить норму об уведомлении работника об изменении существенных условий труда и условий оплаты труда в период действия военного положения;
15) предоставлять в течение периода действия военного положения в обязательном порядке работнику, который выехал за пределы территории Украины или приобрел статус внутренне перемещенного лица, отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не более 90 календарных дней.
Игорь Ворон, юрист.