Государственная служба по вопросам труда (https://dsp.gov.ua) и её территориальные подразделения продолжают консультационную работу по правовому информированию участников и бойцов трудового фронта. С ответами на актуальные вопросы в сфере трудовых отношений мы продолжаем знакомить наших читателей. Вот некоторые из них.
Необходимо ли информировать налоговую службу о приёме работника на работу при упрощенном режиме регулирования?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
В соответствии с требованиями статьи 24 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), независимо от вида трудового договора или формы организации трудовых отношений работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов Государственной налоговой службы о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, сообщение о принятии работника на работу подается при заключении трудового договора при упрощённом режиме регулирования трудовых отношений в обязательном порядке до фактического допуска работника к работе.
Какой административный штраф грозит предприятию (работнику) без прохождения медицинского осмотра?
Отвечает Управление Гоструда в Ивано-Франковской области (https://if.dsp.gov.ua).
Согласно статьи 169 КЗоТ и статьи 17 Закона Украины «Об охране труда» собственник или уполномоченный им орган обязан за свои средства организовать проведение предварительного (при приёме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, а также ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.
В соответствии со статьёй 159 КЗоТ и статьёй 14 Закона Украины «Об охране труда» работник обязан проходить в установленном порядке предварительные и периодические медосмотры.
Работник несёт непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.
В соответствии со статьёй 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечёт наложение штрафа на работников от 4 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 до 170 грн.) и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан-субъектов предпринимательской деятельности — от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 680 грн.)
За невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, по устранению нарушений законодательства об охране труда (невыполнение пунктов предписания) или создание препятствий для деятельности этих органов согласно статьи 188-4 КУоАП влечёт за собой наложение штрафа на работников от 6 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 102 до 170 грн.) и на должностных лиц — от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.).
Кроме того, в соответствии со статьёй 43 Закона Украины «Об охране труда» за нарушение законодательства об охране труда и невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наёмный труд, привлекаются органами исполнительной власти по надзору за охраной труда к уплате штрафа в порядке, установленном законом. Уплата штрафа не освобождает юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наёмный труд, от устранения выявленных нарушений в определённые сроки.
Также не следует забывать, что в случае, когда непроведение медицинских осмотров является следствием причинения вреда здоровью работника, руководитель может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 271 «Нарушение требований законодательства об охране труда» Уголовного кодекса Украины.
Нужно ли предупреждать работников о начале ежегодного отпуска в условиях военного положения?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Да. Собственник или уполномоченный им орган обязан письменно уведомить работника о дате начала отпуска не позднее чем за 2 недели до установленного графиком срока (часть 5 статьи 79 КЗоТ и часть 11 статьи 10 Закона Украины «Об отпусках»).
Изменений законодательства относительно уведомления работника о дате начала отпуска во время военного положения не происходило.
Трудовой договор расторгается в одностороннем порядке работодателем при упрощённом регулировании трудовых отношений. Каким днём считать день увольнения?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
19 августа вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения регулирования трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства и уменьшения административной нагрузки на предпринимательскую деятельность» от 19 июля 2022 года № 2434, которым были внесены изменения в КЗоТ.
Согласно статье 49-8 КЗоТ трудовой договор расторгается по инициативе работодателя путём подписания дополнительного соглашения о расторжении трудового договора или в одностороннем порядке путём направления работнику способом, определённым трудовым договором, или заказным почтовым отправлением с описью вложения официального уведомления о расторжении трудового договора.
В случае направления работнику уведомления о расторжении трудового договора посредством почтовой связи трудовой договор считается расторгнутым со следующего рабочего дня после даты вручения работнику официального уведомления работодателя о расторжении трудового договора или через 7 календарных дней со дня поступления почтового отправления работодателя в почтовое отделение по адресу работника.
Трудовой договор расторгается по инициативе работодателя при упрощённом регулировании трудовых отношений. Какую сумму компенсации должен выплатить работодатель?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Согласно статье 49-8 КЗоТ расторжение трудового договора по инициативе работодателя при упрощённом регулировании трудовых отношений по основаниям, не предусмотренным КЗоТ, осуществляется с обоснованием (указанием) причин такого расторжения и с предоставлением работнику компенсационной выплаты в размере и в порядке, определённых трудовым договором, но не менее:
– половины минимальной заработной платы — если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет не более 30 дней;
– минимальной заработной платы — если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет более 30 дней;
– 3-х минимальных заработных плат — если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет более одного года;
– 5-ти минимальных заработных плат — если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет более двух лет.
При расчёте компенсации применяется размер минимальной заработной платы, установленный законом на день расторжения трудового договора.
Вынужденная переселенка находится в отпуске без сохранения заработной платы по основному месту работы с начала военного положения, при этом, работает по совместительству в другом месте. Нужно ли индексировать её заработную плату на работе по совместительству?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Да. Пунктом 7 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 года №1078, установлено, что лицу, работающему по совместительству, выдаётся по его требованию справка с основного места работы о размере дохода, подлежащего индексации, и проиндексированного дохода. На основании этой справки осуществляется индексация доходов от работы по совместительству в пределах суммы, не превышающей прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, с учётом полученной заработной платы по основному месту работы.
Без такой справки работодатель не сможет определить, в каких пределах была проиндексирована зарплата работника по основному месту работы. Следовательно, и проиндексировать зарплату по совместительству он не сможет.
Учитывая вышеизложенное, при предоставлении совместителем справки с основного места работы, согласно которой отсутствует доход по основному месту работы, заработная плата совместителя должна быть проиндексирована в пределах прожиточного минимума для трудоспособного лица.
Является ли обязательным заключение письменного трудового договора при упрощённом режиме регулирования в условиях военного положения?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Статьей 2 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» предусмотрено, что в период действия военного положения стороны по согласию определяют форму трудового договора.
В соответствии с требованиями статьи 49-6 КЗоТ регулирование трудовых отношений работников и работодателей, на которых распространяется упрощённый режим, осуществляется трудовым договором.
Трудовой договор в условиях упрощённого режима регулирования трудовых отношений заключается в письменной форме на государственном языке в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон). По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть заключён в форме электронного документа в соответствии с Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».
Трудовые отношения между работниками и работодателями в условиях упрощённого режима, которые не урегулированы положениями главы III-Б КЗоТ и/или условиями трудового договора, регулируются соответствующими положениями КЗоТ.
В условиях военного положения пункты трудового договора применяются в той части, которая не противоречат законодательству по регулированию трудовых отношений в условиях военного положения, если иное не установлено договорённостью сторон.
Таким образом, при отсутствии письменного трудового договора не может быть применён упрощенный режим регулирования трудовых отношений.
Предусмотрен ли отпуск в связи с усыновлением ребёнка в период действия военного положения?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Да. Лицу, усыновившему ребёнка из числа детей-сирот или детей, лишённых родительской опеки, предоставляется одноразовый оплачиваемый отпуск в связи с усыновлением ребёнка продолжительностью 56 календарных дней (70 календарных дней — при усыновлении двух и более детей) без учёта праздничных и нерабочих дней после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребёнка (если усыновителями являются супруги — одному из них на их усмотрение).
Лицо, усыновившее ребёнка, имеет право на отпуск в связи с усыновлением ребёнка при условии, если заявление о предоставлении отпуска поступило не позднее 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребёнка (статья 18-1 Закона Украины «Об отпусках»).
В период действия военного положения изменений в законодательство в части предоставления отпуска в связи с усыновлением ребёнка не происходило.
Сотрудник покинул рабочее место без уведомления и отсутствует уже длительное время. Возможно ли принять на его место другого работника и как оплачивать его время работы?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
Да, возможно. На место временно отсутствующего работника работодатель может принять другого работника по срочному трудовому договору.
При этом оплата труда работнику, принятому на работу по срочному трудовому договору, осуществляется по должности, на которую он принят. Факт отсутствия основного работника, не выполняющего свои обязанности, на это не влияет.
Как оплачивается работа работников при упрощенном режиме регулирования?
Отвечает Главное управление Гоструда в Днепропетровской области (https://dp.dsp.gov.ua).
В условиях упрощённого режима регулирования трудовых отношений и при условии, что это не противоречит другим положениям КЗоТ, стороны трудового договора по собственному усмотрению и по взаимному согласию могут урегулировать свои отношения в части системы оплаты труда, норм труда, размера заработной платы с учётом установленной законом минимальной заработной платы, надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат, норм рабочего времени и с соблюдением нормальной продолжительности рабочего времени в неделю, и других прав и гарантий, определённых КЗоТ.
На основании чего проводится оценка опасности, обусловленной воздействием вредных химических веществ?
Отвечает Управление Гоструда в Ивано-Франковской области (https://if.dsp.gov.ua).
Требования к работодателям по защите работников от вредного воздействия химических веществ, утвержденные приказом МЧС Украины от 22 марта 2012 года № 627 и зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2012 года под №521/20834, устанавливают обязательства, возлагаемые на субъектов хозяйствования по защите работников от опасности для их здоровья, которая существует или возникает вследствие влияния химических веществ, имеющихся или таких, которые могут образовываться на рабочем месте в процессе работы с химическими веществами (НПАОП 0.00-8.11-12).
Оценка опасности проводится субъектом хозяйствования на основании:
1) предоставленных поставщиком заключения проведённой экспертизы на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда, действующим на территории Украины, паспортов безопасности химической продукции, заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно свойств и степени вредности химической продукции, а также осуществленных мер безопасности, сертификата соответствия химической продукции в соответствии с законами Украины «О технических регламентах и оценке соответствия», «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия»;
2) предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
3) информации о мерах по безопасной работе с химическими веществами в частности:
– заключений медицинских осмотров работников, которые проводились при трудоустройстве (предварительных) и периодических профилактических, проводимых в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров работников определённых категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 21 мая 2007 года № 246, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23 июля 2007 года за № 846/14113 (с изменениями);
– результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в случаях, предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 1992 года № 442.
Действие этих требований распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность, связанную с работой с химическими веществами.
Игорь Ворон, юрист.