Актриса Каменского театра Ирина Чваркова: «Первые свои роли считаю провальными»

Опубликовано bugaev - ср, 03/31/2021 - 11:56
Чваркова

Ирина Чваркова – актриса театра им. Леси Украинки, лауреат десятого Театрального фестиваля «Классика сегодня», режиссер, любящая жена, заботливая мать двоих дочерей. Накануне 27 марта — Дня театра, журналист «Любимого города» пообщался с актрисой и поинтересовался, как ей удалось открыть для себя секрет счастья в работе и личной жизни.

Досье:
Ирина Чваркова – Заслуженная артистка Украины, артистка драмы, режиссёр-постановщик в Академическом музыкально-драматическом театре им. Леси Украинки, работает с 2014 года.  Председатель местного отделения Национального союза театральных деятелей Украины. Режиссёр – постановщик спектаклей, детских сказок, концертных шоу-программ (в том числе и рок-шоу).

ТЕАТР ВО ДВОРЕ

— Многие наши мечты — родом из детства. У вас желание стать актрисой тоже оттуда?

— Это мне привили родители. Они очень любили театр, постоянно водили меня туда. Ну и как я могла в него не влюбиться? Ребенком я была подвижным. Устроила во дворе свой импровизированный театр. С друзьями придумывала какие-то истории, распределяла роли.

— Уже тогда режиссировали?

— Пыталась. Мама — педагог, так что организационные способности у меня в крови. Репетировали. … Потом заставляли родителей смотреть, что мы сделали. В школе, сколько себя помню, постоянно выступала, участвовала в конкурсах. В 8-м классе при родном Черкасском театре набирали театральную студию — я бегом туда. Занятия там дали мне маломальский опыт, а еще — направление в театральный вуз. Это означало, что я — без пяти минут студентка актерского факультета. И тут представьте мое удивление, когда родители — страстные поклонники театра, заявляют в один голос: «Это не профессия для женщины. А как же семья, дети?». Я была послушным ребенком. Отнесла документы в педагогический. Но мечта осталась. Став педагогом, со временем все-таки поступила в театральный.

— Не пожалели?

— Конечно же, нет. На сцене можно примерить на себя бесконечное количество новых ролей. Работа в театре не дает заскучать, застояться…

— И вы начали ставить спектакли. Значит, все-таки заскучали?

— Просто еще одну роль примеряла — образ доброго сказочника. Ведь ставлю я лишь детские истории. Как ни крути, сказывается мое первое образование, да и третье тоже. Я еще и детский психолог. Люблю детей. Через сказки я могу сказать много доброго.

ЧЕГО БЫ НИ СТОИЛО

— Вы режиссировали уже более десяти сказок. Нет желания попробовать себя в большой драматургии?

— Не хочу пока. А вот детям дарить сказки хочется. Мечтаю поставить «Сказку о рыбаке и рыбке» — я ее уже вижу. Очень хочу воплотить на сцене «Гадкого утенка».

— Что интереснее: ставить спектакль или играть его?

— Для меня режиссура — хобби. Актерство — сама жизнь.

— Одно другому не мешает?

— Мешает! Еще как мешает. Во время репетиции возникает мысль: а ведь можно было бы здесь сделать иначе, не так, как говорит постановщик. Но это в корне неправильно. Выбрал профессию актера — значит, всецело доверяй режиссеру, лови каждое его слово. С другой стороны, ставишь спектакль и вдруг думаешь: «Ой, здесь актеру неудобно». Но ему и не должно быть удобно. Для артиста важнейшие слова: «Я сделаю! Чего бы мне это ни стоило»!

— Вот мы и услышали ваш девиз…

— Да, иначе ничего из меня не получилось бы. Сейчас, оглядываясь назад, первые свои роли считаю провальными. Но у меня было дикое желание развиваться. Могу сказать не только за себя, но и за всех актеров: только ненормальные идут в эту профессию, потому что здесь нужно отдаваться полностью.

ИГРАТЬ ШЕКСПИРА

— Свои первые шаги вы делали в Черкасском театре. Там же оттачивали мастерство. Сейчас играете в Каменском. Что заставило сменить место работы?

— Мужа пригласили сюда работать режиссером. Первое время мы жили отдельно. Нелегко было поменять родные Черкассы на тогда чужой для меня Днепродзержинск, теперь уже Каменское. Но когда посмотрела спектакли театра им. Леси Украинки, почувствовала, насколько в нем кипит жизнь, — сомнений не осталось. Так и получилось, что переехала из-за любви: и к мужу, и к театру, который отныне стал моим домом.

— Постановка «Гамлета» имела ошеломляющий успех на театральном фестивале «Классика сегодня». Роль королевы Гертруды принесла вам победу в номинации «Лучшая женская роль». Поделитесь впечатлениями от работы над образом?

— Если актеру придется играть Шекспира — это уже счастье. Я была в восторге, когда поняла, какую буду играть роль — Гертруду в пьесе Шекспира! Сергей Чулков ставит — это же шикарно! Шекспир — всегда событие. Не каждый театр берется за его пьесы. Очень сложно играть. И я, конечно же, не исключение — ох, и намаялась. Режиссер ставит задачу — я выполняю, что-то другое теряется. Режиссер мне: «Верни то, что потеряла». Начинаю возвращать, теряю следующее. … Пока это все собралось, выстроилось, почувствовалось — пот и слезы, несмотря на мой опыт. Но какое же это счастье — играть Шекспира!

— Хочется задать вам шуточный вопрос: почему актрисы выходят замуж за режиссеров?

— Ответ тоже будет шуточным — не знаю. Но, наверняка, знаю, что режиссеры женятся на актрисах талантливых. А если серьезно, Саша не был режиссером, когда мы поженились. Я гораздо раньше этим занималась и, собственно, его подтолкнула. Он сделал одну самостоятельную работу, еще не имея соответствующего образования. Это было настолько здорово, что я сказала: «Ты уже перерос актерство — тебе надо идти в режиссуру». Время показало, что я была права.

2

1