Каждый человек хоть раз в своей жизни наверняка задумывался над вопросами вечными: какова моя лично роль в этом мире? Где искать поддержки и утешения, если жестокую действительность ты изменить не в силах? Поможет ли тебе в этом церковь, религия, Бог? Над такими вопросами сегодня предложил задуматься моноспектакль «В катакомбах» в постановке Вилена Головко, ведущего актёра Днепропетровского украинского музыкально-драматического театра им. Т.Г. Шевченко.
Этот спектакль был поставлен по пьесе Леси Украинки «В катакомбах», впервые опубликованной в 1906 году. Сама автор в письме к А.Ю. Крымскому признавалась, что толчком к созданию этой драматической поэмы стали её размышления об идеях христианства, проблеме взаимоотношений между человеком и его божеством, что выходило из формы противопоставления «раб» и « господин». Человек так и не смог найти другой формулы, даже в вере. Действие происходит во ІІ веке нашей эры в Риме, в эпоху раннего христианства, когда в катакомбах создавались церкви первых христиан. На службу приходит молодой Неофит-раб, который искренне пытается понять идею новой веры и то, каким образом она ему может помочь. Но ответы Епископа и прихожан обескураживают и вводят в недоумение. Единственное, что ты должен, так это терпеть и быть покорным, чтобы попасть в царствие небесное. А там уже у тебя не будет никаких других хозяев, кроме Бога, который, по сути, благословляет существующий порядок вещей. Но ведь это всё равно рабство, только уже вечное? Экспрессивная игра Вилена Головко, который соучастниками сценического действия делал и зрителей, заставляла задуматься об очень сложных и неоднозначных вещах. Наблюдая за лицемерием Патриция на сцене, тупой покорности его Старого раба, лукавством Старого Дьякона, невольно задумываешься: а что, собственно, изменилось за прошедшие столетия? Мы всё так же надеемся, что новый «хозяин» будет лучше существующего, потому что поменяются те, кто ему служит. И так от выборов к выборам… Перевоплощения Вилена Головко позволили окунуться в мир таких страстей, где ты просто обязан обозначить свою собственную позицию.
В зале Центра внешкольной работы собрались учащиеся и студенты учебных заведений Днепродзержинска. Безусловно, этот спектакль требовал более подготовленной, зрелой публики и камерности. Не всё, происходящее на сцене, было понятно подросткам, которые привыкли, чтобы их развлекали. Но если хотя бы часть из сегодняшних зрителей задумается об увиденном и услышанном, значит, работа и Леси Украинки, и Вилена Головко не была напрасной.
С.Садовенко, для «Кстати+».