«Историю Украины нельзя читать без брома», - так когда-то говорил Владимир Винниченко. Подобные мысли приходили в голову во время просмотра нового, широко рекламируемого фильма «Гіркі жнива», премьера которого состоялась на этой неделе.
Авторами и создателями истории стали канадец украинского происхождения Джордж Менделюк (режиссёр) и Ян Игнатович, который полностью спонсировал эту картину. Бюджет фильма составил 20 млн.долларов. Съёмки украинских сцен проходили в Пирогово, Москву снимали в Лондоне. Кстати, съёмки в Украине закончились за два дня до бегства Януковича в 2014 году. Поэтому вся съёмочная группа невольно была вовлечена в события, происходящие тогда, хотя и в качестве наблюдателей, сочувствующих Украине.
Сюжет фильма довольно простой: с самого детства главные герои Юрий и Наталка влюблены друг в друга, они мечтают о счастье. Но события 30-х годов в Украине делают невозможными самые простые желания. Организация колхозов, продразверстка, голод. Юрий теряет отца, который в вооружённой стычке с красноармейцами спасает главную святыню села – чудотворную икону. Гибнут односельчане, не желающие вступать в колхозы и подчиниться новой власти. Умирают от голода крестьяне, даже те, кто ищет спасенния в Киеве. Арестовывают и расстреливают инакомыслящих. Лучший друг Юрия, сделав партийную карьеру, разочаровывается в происходящем и пускает себе пулю в голову. Картины сменяют одна другую калейдоскопом, приводя главных героев к границе – единственному пути к спасению - эмиграции.
Отзывов о фильме очень много – от взахлёб хвалебных до резко критикующих. Действительно, картина оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, затронута страшная для нашого народа тема голодомора. Но показана она людьми, имеющими весьма смутное представление о нашей истории, быте украинского села, всей сложности происходящих тога в стране событий. Тот же «Поводырь» производит гораздо более глубокое и сильное впечатление, не говоря уже о художественных достоинствах. Не хочется вдаваться в подробности и разбирать по косточкам недостатки нового фильма, в конце концов всё это субъективно. Для желающих разобраться рецепт один – самому посмотреть «Гіркі жнива». То, что прокат фильма охватит 45 стран мира, означает, что о нашей стране смогут узнать за пределами Украины. Другой вопрос – что именно они поймут о нас. Прекрасная природа, красивые люди, подсолнечники и вышиванки – просто картинки с выставки. Это не реальность – открытка, миф. Стоит ли этим восхищаться - большой вопрос. Приятно, что украинская диаспора вносит свой вклад в то, чтобы о нашей трагедии узнали во всём мире. Только поверят ли в эту трагедию на основе такого фильма…
По замыслу режиссера, единственный путь к спасению – бегство в свободный мир, в Канаду. Но наши деды и прадеды остались. И постарались выжить, несмотря ни на что. Пережили голод, выиграли войну, подняли страну из разрухи, вырастили своих детей и внуков. Получается, что правы не они, а те, кто теперь нам рассказывает нашу же историю так, как понимают сами.
Но в заключение хотелось бы о другом. Шестнадцатилетние девчёнки выходили из зала заплаканными. Их тронула эта история. Значит, есть аудитория, для которой происходящее на экране значимо, важно, правдиво. И наверняка они запомнят этот фильм лучше, чем рядовой урок истории. В конечном итоге, может в этом и заключается ценность сегодня увиденного…
Светлана Садовенко.