В апреле этого года Сергей Анатольевич Чулков встретит свою 78 весну. Но вот чудо: с первых минут общения с этим неординарным человеком напрочь забываешь о его возрасте – настолько он молод, интересен, настолько убедителен в своих творческих задумках, планах и мечтах.
Он родился и вырос в Москве, в театральной семье. Отец – засл. артист РСФСР, ученик Всеволода Мейерхольда, работал в Московском ТЮЗе, театрах Норильска и Ленинграда. Мать также была актрисой.
Несмотря на то, что Сергей с детства мечтал стать историком, поступить в московский историко-архивный институт, творческая атмосфера, царившая в семье, встречи и общение с выдающимися мастерами сцены в конце концов определили его выбор, на всю жизнь связавший его с театром, с профессией режиссера, которую сам Чулков называет такой жестокой и такой прекрасной.
Окончив в 1971 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, работал во многих театрах России, Казахстана, а с 1985 года – Украины. С начала 90-х годов прошлого столетия – главный режиссер и художественный руководитель Днепродзержинского театра им. Леси Украинки.
Вместе с супругой – засл. артисткой Казахстана, засл. деятелем искусств Украины, директором театра Маргаритой Кудиной возрождал из забвения и разрухи наш городской театр, впервые создал при нем молодежную студию. Вместе с М.А.Кудиной стал инициатором теперь уже международного театрального фестиваля «Классика сегодня».
Трижды лауреат фестиваля «Классика сегодня», пять раз становился лауреатом высшей театральной премии Приднепровья «Січеславна», дважды награжден почетным знаком «За заслуги перед містом», от областных властей - медалью «За значительный вклад в развитие Днепропетровской области».
С 2016 года – художественный руководитель театра-студии «Гармония» для одаренных детей горожан.
Девиз по жизни и в творчестве – «Делай свое дело – и не оглядывайся!»
- Сергей Анатольевич, в свое время Вы, как режиссер, работали во многих театрах страны. Почему Вы так часто меняли их? Вам не нравились коллективы или Вы не нравились кому-то?
- Ну, это мое «много» (улыбается) – еще мало по сравнению с другими творческими людьми. Понимаете, каждый режиссер, если он настоящий режиссер, желает создать, построить СВОЙ театр, мечтает о нем, порой всю жизнь. Теперь уже можно сказать, что в Днепродзержинске я нашел то, что так долго искал, создал свой театр, несколько молодежных студий. Ведь любой театр нуждается в притоке молодых творческих сил. Именно из этих студий в театр пришли такие молодые, талантливые актеры, как Светлана Комарова – теперь уже заслуженная артистка Украины, как Аня Бахмут, Марина Юрченко и другие. Многие из моих студийцев сегодня – ведущие актеры театра.
- За годы режиссерской деятельности Вами поставлено более 200 спектаклей, из них несколько десятков – в нашем театре. И хоть говорят, что нелюбимых спектаклей, как и нелюбимых детей, не бывает, наверное, все-таки есть такие, которые никогда не забудутся, никогда не станут просто отработанным материалом…
- Мне абсолютно не стыдно ни за один свой спектакль. Любимые? Трудно сказать, ведь в каждом возрасте, в каждом периоде работы есть свои приоритеты. Может, «Мария Стюарт» Шиллера. А может, «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса, «Бешеные деньги» Островского. Если о Днепродзержинском театре – пожалуй, мольеровский «Тартюф», «Ханума». Конечно же, «Гамлет», о котором я, если честно, раньше и не мечтал. Ведь тема борьбы добра со злом всегда современна и актуальна, всегда привлекала и привлекает внимание людей. Удался ли этот спектакль? Думаю, да, ведь наш «Гамлет» уже выдержал семь аншлагов! Открою секрет: всегда мечтал и мечтаю о шекспировских «Ромео и Джульетте».
- Вас с полным правом можно назвать отцом популярного в Украине, а теперь уже и далеко за ее пределами, театрального фестиваля «Классика сегодня». Что для Вас этот фестиваль? Что для Вас классика?
- Сложно коротко ответить… Прекрасное никогда не становится старомодным. Наоборот, с годами прекрасное становится только драгоценней! Ибо соединяет в любви к себе те поколения, которые жили, живут и которые будут жить. Вот что такое классика для меня. А фестиваль – это наша конкретная форма, возможность претворения в жизнь в современных условиях лучших образцов классического театрального искусства. Есть такая прекрасная мысль: « Театр делает нацию». В пределах нашего города мы растим, готовим своих зрителей – стойких любителей и поклонников театра. И фестиваль помогает нам в этом! О том, что он важен и нужен, говорит хотя бы то, что в будущем году «Классика сегодня» состоится уже в 11-й раз! И я твердо верю: снова, как и раньше, в зале яблоку негде будет упасть! А значит, наш фестиваль делает свое дело, уже сколько лет оставаясь большим и ярким событием в жизни города, области, Украины.
- Как Вы относитесь к критике, как реагируете на успех?
- Всегда относился и отношусь к критике нормально. Вот только не люблю, когда критики начинают меня учить что и как мне делать… К успехам – тоже отношусь спокойно. Как прекрасно сказал об этом умница Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…» Для меня важно не упиваться успехом и не страдать от критики, а снова и снова подбирать тот самый «золотой ключик» к сердцам зрителей, чтобы увидеть их благодарные улыбки и глаза.
- Режиссер - прежде всего вдохновение или все-таки ремесло?
- Свои сценические идеи надо воплощать в жизнь – это ремесло. Но воплощать их без вдохновения – бесполезно! Ничего не получится у режиссера и при явной нехватке ремесла (его ведь можно назвать и профессиональным мастерством, правда?). Так что на сцене все взаимосвязано.
- Говорят так: в любом спектакле должна быть надежда, и что сцена – это великое лекарство. Вы согласны с этим?
- Безусловно. При этом лекарство может быть и горьким, но оно обязательно должно лечить! Иначе, зачем театр? Когда-то Евгений Евстигнеев сказал мудрые слова: главная задача актеров – говорить людям то, о чем они не хотят говорить самим себе. А для режиссера разве это не задача? Человек начинается тогда, когда в один прекрасный день ему становится стыдно… Это тоже о театре.
- Не многовато ли при этом комедий в нашем театре?
- А что плохого в хороших, актуальных комедиях? Разве не помогают они людям хотя бы на время отрешиться, отдохнуть от всего того, что творится вокруг? Вспомним (улыбается) известную мудрость: « Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым»!
- Не раз слышал от зрителей, что сами стены нашего театра излучают тепло и душевность. Как Вы думаете, почему?
- Приятно слышать об этом. Но причина, мне кажется, не только в нас - работниках театра. Да просто сами зрители, которые уже сколько лет с радостью приходят к нам, и создают эту особую ауру в театре, эту добрую энергетику в его стенах! Мы только помогаем им в этом.
- Интересно, как складываются отношения у руководства театра с нынешним руководством города?
- Неплохо складываются. Городской голова, к счастью, человек, который хорошо понимает, зачем и для чего городу нужен театр. Андрей Леонидович максимально выполняет наши просьбы, с ним можно конструктивно работать. В частности, это его заслуга в том, что, надеюсь, скоро театр будет иметь в ДК им. Горького свою вторую сцену – нам в старом здании давно неудобно и тесно. Пользуясь возможностью, хочу сказать еще вот что. Много лет ни один из бывших градоначальников так и не решил нашу острую проблему: театру необходим транспорт – как грузовой, так и для перевозок актеров. Так что у уважаемого Андрея Леонидовича есть прекрасный шанс быть первым!
- Я знаю, у Вас много творческих планов на будущее, но не буду заранее раскрывать Ваши профессиональные секреты – пусть лучше для зрителей они станут приятными сюрпризами. А вопрос такой: что Вас делает счастливым в Ваши годы?
- Любимая работа и семья. Разве этого мало?
Беседу вел Владимир Кашнер.