Вот уже третий год в Каменском театре работает молодой актер Максим Монастырский. И можно смело сказать, что он не пришел в наш театр, а влетел, так как сразу начал с серьезных ролей, завоевал любовь зрителей и получил награду «Надежда Сичеславны – 2018» за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Наталка Полтавка».
Если не театр, то что?
- Почему выбрали наш театр, и почему актерская профессия?
- Классическая история. Все начиналось с театральных сценок в школе, потом понял, что мне это нравится, что, если не театр, то что? Поступил в театральный колледж, где тогда преподавал теперь уже наш режиссер Александр Варун. Он подсказал мне, что в театре им. Леси Украинки есть вакантные места, и вот я здесь.
- Расскажите о своих первых ролях?
- Меня как-то сразу взяли в оборот, и давали играть серьезные роли. Первая моя работа была в спектакле «Билокси-блюз». Когда я пришел в театр, его как раз восстанавливали. Потом дали главную роль в сказке «Буратино», и пошло-поехало. Сейчас в театре меня многие не Максимом называют, а Буратинкой, как-то приклеилось уже.
- Какая роль была наиболее сложной?
- Тяжело определить самую сложную роль. Каждая роль требует отдачи, ею нужно заниматься, это как ребенок, которого вынашивают, кормят, целуют, взращивают. Если смог полюбить роль, то она будет легко даваться.
- А были такие роли, которые не смогли полюбить?
- Была роль, с которой были большие трудности, не мог понять своего персонажа, не буду говорить, что это за спектакль. Но потом все-таки пришло осознание, за что можно полюбить этого героя.
- Вы не о «Методе Гренхольма?»
- Нет, роль в «Методе» мне понравилась. Это интересная постановка, у меня еще не было таких работ, которые бы требовали такого глубокого самоанализа. Это было настолько трудно осознаваемое для меня. Но, пройдя через наблюдения за людьми, самокопание, нашел зерно образа, которое можно использовать.
- После стольких сыгранных ролей, не изменился ли ваш характер и вообще восприятие мира?
- Конечно, все изменилось. Я стал свободнее себя чувствовать на сцене, но тяжелее переживать роль за кулисами. Нужно настолько глубоко лезть в свои внутренние кулуары, чтобы найти тот характер, который бы не повторялся в предыдущих ролях. Один режиссер мне как-то, улыбнувшись, сказал: «Раньше ты был молодым перспективным артистом», а после того, как я получил «Надежду Сичеславны» за «Лучшую мужскую роль», добавил: «Ну, все, теперь нужно двигаться дальше и оправдывать эту перспективность». От меня много ожидали, когда я только пришел в театр. Это большая ответственность, нельзя упасть лицом в грязь, нужно двигаться и развиваться. Поэтому, характер изменился. Если раньше что-то ускользало от меня, то сейчас больше внимания обращаю на мелкие детали, которые важны для спектакля и роли. Некоторые коллеги мне говорят, что я стал вредным. А я не вредный, я просто уделяю особое внимание деталям, тогда выходит качественнее роль и спектакль.
- О какой роли мечтаете?
- Мечтаю о роли Ричарда из пьесы Бернарда Шоу «Ученик дьявола». Это моя несыгранная роль с колледжа. Мне и пьеса нравится и персонаж. Там только правда. Правду говорить легко и приятно, а вот то, что за ней следует – не всегда. Поэтому, для себя решил, либо говорить правду, либо молчать. И вот Ричард он как скальпель, который делает надрез, из которого видна вся истина о людях. Он такой, какой есть, не ставит себя в рамки, придуманные обществом.
- А с коллегами по театральному цеху сложились хорошие отношения?
- Отношения хорошие. Конечно, не буду лукавить - не со всеми. Когда я только пришел в театр, то с некоторыми людьми очень тесно дружил, но потом отношения испортились. К сожалению, не все умеют разделять рабочие и личные отношения, поэтому, возникли разногласия.
- Есть ли люди, у которых вы учились и учитесь актерскому мастерству? На кого бы вы могли равняться?
- Не создаю себе никаких идеалов, на которых пытаюсь походить. Равняться есть на кого, но я не хочу называть ни имен, ни фамилий, чтобы никого не обидеть. Каждый актер по-своему интересен. У каждого есть своя сильная сторона. Хотелось бы вспомнить своих первых учителей. Это Надежда Шерстюк. В моем родном городе Изюм я занимался в театральном коллективе «Шок», где она была моим первым режиссером. Она дала мне первый толчок в актерскую профессию, отправила меня к моему следующему режиссеру в колледже - к Сергею Зубову, потом был Александр Варун. Эти люди сыграли наибольшую роль в становлении меня как актера. Сейчас Сергей Чулков много вкладывает в меня. Здесь в театре за одну репетицию я больше узнаю, чем за год учебы в колледже.
Весь в работе
- Что, по-вашему, нужно, чтобы быть актером? И какой он – идеальный актер именно с вашей точки зрения?
- Это полностью физически здоровый человек и немного психически помешанный на профессии. Нужно быть трудолюбивым и преданным своей работе. Внешность в этом случае вообще не имеет никакого значения, так же, как и талант: он либо есть, либо его нет. Когда общаюсь с людьми, которые совершенно не связаны с театром, они не понимают, как можно все время пропадать на работе, не иметь даже свободной минутки. Ну, вот такая актерская профессия. Выходные здесь вообще понятие абстрактное.
- Расскажите о новой постановке – «Тайны Мадридского двора». Кого вы там играете, удается ли вжиться в роль?
- У меня роль Гватинары, я - министр двора великого императора Карла V. Я при дворе второй человек, у которого большие амбиции, холодный ум и великое желание быть первым. И с помощью разных уловок мой герой пытается достичь этой цели. Он самый отрицательный персонаж во всей пьесе, даже хуже, чем Карл. Гватинара действует исподтишка, он - манипулятор, который с помощью других людей добивается цели. Эта роль интересна для меня, потому что я давно хотел сыграть отрицательного персонажа. По реакции режиссера, партнеров, думаю, что роль получится. Она долго во мне зрела. Из-за своей внешности всегда играл добрячков, эдакий мальчик-ромашка. Но, часто бывает, что за такой легкой, изящной внешностью, мальчиком-ромашкой скрывается кактус.
- Сложно ли работать с режиссерами? Всегда ли они справедливы? И есть ли какая-то разница с их стороны в отношении с молодыми и более опытными актерами?
- Отличается процесс взаимодействия между актером и режиссером. С молодыми нужно использовать, грубо говоря, 150 слов, чтобы донести какую-то мысль, а с опытными достаточно 5-ти слов. И дело не в предвзятости, просто с молодыми процесс более затянутый. Опытные все хватают на лету. Хотя, сейчас, проработав меньше 3-х лет в театре, я понял, что режиссеров понимать легко и просто. Бывает, конечно, что мнения не совпадают, и каждый пытается доказать почему он прав, но наши режиссеры всегда дают возможность актерам отстоять свою позицию и прислушиваются к их мнению.
- Узнают ли вас на улице?
- Иногда узнают. Стоял как-то в магазине на кассе, расплачивался, кассир начала расспрашивать о моей награде на «Сичеславне», о детской театральной студии. Бывает, еду в маршрутке, чувствую, на меня кто-то пристально смотрит, потом либо улыбаются, либо перешептываются. И не всегда это понятно: либо тебя узнали, либо муха на голове сидит. Автографы, конечно, не просят, но иногда узнают и благодарят за работу, это очень приятно.
- Работа в театре – единственная, или еще где-то подрабатываете?
- На халтуры времени не остается. В этом году я преподаю в театральной студии «Гармония», поэтому, выходных у меня нет вообще. Это очень хороший опыт, но в следующем году не буду преподавать, тяжело работать 7 дней в неделю без выходных. Если бы не такой плотный график, я бы продолжил работу в студии, потому что дети заряжают позитивом.
- А хватает ли молодому актеру на жизнь?
- При скромной жизни хватает. Не могу сказать, что получаю много, хотелось бы зарабатывать больше, но я абсолютно спокоен, потому что знаю, что театр не оставит актера голодным и с пустыми руками.
- Чем увлекаетесь в свободное время?
- Обычно я сплю. Если выпадают свободные деньки, провожу время дома, отдыхаю, на остальное времени нет. Тем не менее, я доволен своей работой.
- Ваши коллеги уже снимаются в кино, а вы бы хотели?
- Хотел бы. Пусть это будет даже независимое кино, без гонораров, но это будет достойная роль - в таком фильме хотел бы сниматься. Но в данный момент в моей жизни только театр. Ещё многому нужно учиться, прежде чем строить такие дальновидные планы. Главное – не останавливаться и двигаться только вперёд.