Признаться, я не слишком люблю водевили как жанр. Потому на недавнюю премьеру нашего театра «Самограй з перцем» шла с некоторой настороженностью. Последнее время «шароварщиной» нас уже не удивишь, да и перекормили не слишком качественным продуктом. К счастью, «Самограй…» - редкое и удачное исключение, о котором хочется подумать и поговорить.
Вопрос национальной самоидентификации в последнее время очень моден. Об этом принято рассуждать в интервью, с телевизионных экранов и со страниц всевозможных изданий. У Александра Варуна, режиссёра спектакля, получился свой ответ – полусерьёзный и полушутливый одновременно. С одной стороны, всё согласно жанру – много музыки, песен, танцев. Приятно сознавать, что наши актёры «тянут» эту непростую задачу - живой оркестр на сцене, органично вплетённый в канву спектакля, хореография, которая украшает и обогащает общее действо, и конечно, прекрасный вокал. Оказывается, что наши артисты практически все поющие! Думаю, далеко не каждый театр может похвастаться таким шикарным многоголосием. И если голоса Светланы Комаровой, Евгения Босенко нам хорошо знакомы и любимы, то многих других слышно гораздо реже, а некоторых вообще зрители услышали чуть ли не впервые. Музыка в этом спектакле – не фон, это участник действия. Думаю, была проделана огромная и кропотливая работа в подборе и аранжировке музыкального материала, «привязке» его к сюжету, к тому же много звучало песен незнакомых, «не раскрученных».
Отдельное слово – декорации. Спектакль очень динамичный, поэтому на сцене что-то постоянно менялось, передвигалось, сворачивалось и разворачивалось, перенося нас то в корчму, то в дом к местному начальнику, то в хату Параски и Грицька. Не было тяжеловесности, всё прозрачно, образно, понятно, уместно – даже живой кролик на сцене! Всё играет на общую задачу, создаёт специфичную фактуру и орнамент.
Но всё это, наверное, было бы не так важно, если бы не было главного – безупречной актёрской игры. Для меня этот вечер стал вечером открытий – на многих наших артистов была возможность посмотреть в новом и неожиданном амплуа. По сюжету спектакля каждый из них сыграл несколько ролей, поскольку сам спектакль – это картинки в калейдоскопе, сменяющие и дополняющие друг друга. Трудно сказать, в какой из ролей был лучше Руслан Куксенко или Дмитрий Алексеенко! Всё очень убедительно и правдоподобно, а Ирину Чваркову в первой сцене я просто не узнала! Её старуха просто шикарна! Так хочется отметить и работу Максима Монастырского, и Ольги Онискевич, и Светланы Комаровой и всех-всех-всех, но для меня по особому «прозвучал» Александр Тарханов. Мне кажется, это одна из самых интересных и сильных его работ.
А если говорить об идее «Самограя…», то для меня это больше грустный спектакль, чем весёлый, точнее, смех сквозь слёзы. Конечно, безукоризненно сыгранные образы пьяниц и развратников вызывают улыбку и восхищение игрой актёров. Но я никогда не задумывалась, что в украинских песнях так много про «горилку» и «чарку». И если песня – душа народа, то неужели наша душа в этом, в том, чтобы горилка лилась «від понеділка до понеділка»? Это и есть «украинская мечта»? Хочется думать, что нет. И что делать, если человек из-за пьянства теряет всё привлекательное, а наружу вылазит всякая мерзость, блуд, безразличие ко всему, кроме чарки? Больше ничего не важно – ни работа, ни семья. Да, водка может помирить поссорившихся друзей и «заклятых» соседок, а сколько она разрушила и погубила? Да ещё вечная инертность, пустопорожние разговоры о том, что раньше было хорошо, а теперь плохо, но вместе с тем стоическое нежелание подняться с лавки и сделать хоть что-нибудь...
Но обозначить проблему, да ещё так талантливо, не значит ли нащупать пути её решения? Если это так, то свою задачу и режиссёр, и весь коллектив выполнили на сто процентов.
Светлана Садовенко.