Сегодня в каменском театре состоится концерт скрипача-виртуоза Александра Володина. Накануне концерта с ним встретился наш журналист.
Творческая визитка
• Ему 43 года, родился и вырос в Днепродзержинске, в семье служащих. Отец – преподаватель нашего технического университета, мать – финансовый работник. Стал первым в семье музыкантом.
• Окончил Днепродзержинское музыкальное училище (класс педагога Ю. И.Шмиговского), учился в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1998 году окончил аспирантуру при Киевской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
• С 1996 по 2003 годы работал концертмейстером Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины, Национального симфонического оркестра, а также в ансамбле солистов «Киевская камерата», в симфоническом оркестре телевидения и радио Украины, камерном оркестре выдающегося скрипача Богодара Которовича.
• С 2003 по2008 годы и с 2012 по 2016 годы работал в Корее, в Корейском эстрадно-симфоническом оркестре Seoul Pops Orchestra. В перерыве между работой за границей был солистом в оркестре Днепродзержинского театра им. Леси Украинки, в Днепропетровском доме органной и камерной музыки.
• За годы творческой деятельности, как музыкант, был на гастролях во многих европейских странах, в США, Китае, Ливане и Таиланде.
• С 2016 года - вновь в оркестре театра им. Леси Украинки.
• Женат, жена Юлия также скрипачка в оркестре театра. Супруги воспитывают дочь - старшеклассницу Анну и 5-летнего сына Георгия.
• Девиз по жизни и в творчестве: «От всего, что делаю, к чему стремлюсь – получать удовольствие!»
- Александр, Вы работали в известнейших музыкальных коллективах страны, которые делают честь любому музыканту. Что привело Вас в далекий от столиц Днепродзержинск?
- Мой переезд был прежде всего связан с тяжелой болезнью отца (его, к сожалению, уже нет) – надо было помочь родителям, поддержать маму. А еще Днепродзержинск – это ведь моя малая родина, где я вырос, где я женился, где родились мои дети. Важно и то, что здесь я работаю по специальности, в замечательном творческом коллективе – оркестре театра. Очень надеюсь и в дальнейшем работать в родном городе, радовать своей игрой земляков.
- А Ваша работа за границей?
- Она была вызвана необходимостью заработать необходимые средства для семьи. И я очень благодарен Корее за такое долгое творческое сотрудничество.
- Вы, как скрипач, были во многих странах мира. Где Вас лучше всего принимали, как музыканта?
- Везде хорошо принимали, но, пожалуй, лучше всего – на родине, в Украине.
- Но почему скрипка, а не, скажем, саксофон или фортепиано? Чем именно привлек Вас этот сложнейший инструмент?
- Мама очень хотела видеть меня пианистом. Но (смеется) в музыкальной школе банально не хватило для меня места. Место было по классу скрипки – вот меня, 6-летнего, туда и отвели. Судьба, наверное…
- И когда же Вы почувствовали, поверили в то, что скрипка – это Ваше призвание на всю жизнь?
- На удивление родителей (до меня в семье музыкантов не было) и самому себе я стал хорошо учиться, явно опережая своих сверстников. И уже через год сыграл, пусть детский, но концерт Антонио Вивальди! Думаю, тогда и произошел тот самый выбор, определивший всю мою дальнейшую жизнь.
- Вопрос, наверное, наивный, но все-таки – что для Вас Ваша скрипка?
- Если очень коротко – все! Она – мой лучший друг, моя кормилица. Она действительно королева – королева музыки, потому, что возможности этого инструмента – безграничны. Скрипка может по-королевски вознаградить исполнителя, а может и сурово наказать – за равнодушие и лень. Лично я представляю свою скрипку, как некий сгусток колоссальной энергии, который я, скрипач, должен высвободить и направить в зал, к слушателям. Горжусь тем, что моя сегодняшняя скрипка еще в конце 18 столетия сделана в Австрии мастером Иоганном Георгом Войтом. Подумать только, она – современница Моцарта! Знаете, когда я исполняю его шедевр - «Маленькую ночную серенаду», мне порой кажется, что великий австриец Вольфган Амадей – где-то рядом…
- Когда-то Лев Толстой назвал музыку – немой молитвой души. Еще кто-то из великих - голосом Богов. Вы верующий человек?
- В детстве меня крестили, но я не верующий в полном смысле этого слова. Моя молитва, моя исповедь – это моя игра, мое духовное общение со зрителями, сидящими в зале.
- Чем Вы руководствуетесь при выборе репертуара? Сколько скрипичных произведений в Вашей творческой копилке? Какие из них самые любимые?
- Главный критерий отбора – то, что я играю, должно нравиться людям, не каким-то большим музыкальным профессионалам, а просто любителям музыки. Вот уж сколько лет я пытаюсь все делать для того, чтобы эти любители (от слова «любить», правда же?) никогда не разочаровались – ни в музыке, классической или же современной, ни во мне. В репертуаре – несколько сотен произведений, любимые их творцы – Моцарт, Бах, Бетховен, Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович...
- Говорят еще и так: музыка – это запах времени. Чем пахнет Ваша музыка?
- Как замечательно, как точно сказано! Чем пахнет? Если я играю Баха – моя музыка пахнет старой доброй Германией, если Чайковского - пахнет Россией, если, скажем, Мирослава Скорика – пахнет родной Украиной.
- Александр, скажите откровенно, Вас не угнетает, не раздражает то, что на тех же Потапа и Настю придет куда больше слушателей, чем на Ваш концерт?
- Совершенно не угнетает и не раздражает – пусть у этого популярного дуэта будут всегда полные залы. Но я глубоко убежден в другом: с самого раннего детства маленькие граждане Украины должны обязательно познакомиться с лучшими образцами высокой мировой музыки, знать и уважать ее создателей. Дети обязательно должны получать начальное музыкальное образование. Пусть не станут они большими музыкантами, но я верю в то, что человек, хотя бы просто знающий и уважающий музыкальное искусство, никогда не станет подлецом и негодяем, не станет преступником. Очень бы хотел, чтобы это услышали прежде всего родители.
- Если о родителях – основе основ процесса воспитания – то, как замечательный музыкант, посоветуйте, когда же надо начинать вот это самое музыкальное образование, способное (я тоже верю в это) поднять молодого человека на совершенно иной уровень миропонимания?
- Какого-то единого рецепта никогда не было и нет. Ясно одно – как можно раньше! А для тех, кто серьезно собирается связать свою жизнь с музыкой, приведу только один пример. Мой кумир, величайший скрипач Давид Федорович Ойстрах, начал свою карьеру музыканта в 3 года!
- Итак, пока звучит музыка – жизнь продолжается! Ваши творческие планы на будущее?
- Играть! Играть на сцене нашего театра, приносить радость и удовольствие моим уважаемым землякам. И пусть никто из них никогда не поверит, что скрипка – это что-то скучное, старинное, отжившее свой век. Нет, скрипка всегда современна, в ней, как сказал поэт, и любовь, и печаль, и мечта, и очарование… В ней – сама жизнь! Хотите убедиться в этом – приходите в субботу, 25 февраля, на дневной концерт «Ее Величество Скрипка!» в наш городской театр.
Беседу вел Владимир Кашнер.