Оформление операций с гуманитарной помощью: как организуется контроль и учёт, разъясняют специалисты Седьмого ААС

Опубликовано slavkin - вт, 08/30/2022 - 07:32
Ворон

29 августа этого года на интернет-платформе известного профессионального медиа-ресурса правовой газеты «Юридическая практика» PRAVO.ua (https://pravo.ua) была опубликована актуальная статья, в которой со ссылкой на 7-й апелляционный административный суд (г. Винница) газета«Юридическая практика» подробно рассказала об оформлении операций с гуманитарной помощью и правилах ведения их учёта в условиях военного положения. Учитывая важность этой темы для некоторых наших читателей сейчас в условиях военного времени, считаем необходимым рассказать об этом более детально.

Об изменениях в Налоговом кодексе

Как напомнили специалисты 7-го апелляционного административного суда (далее — 7-й ААС), недавно были приняты изменения в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения благотворительной помощи, выплаченной в пользу членов семей раненых и погибших участников боевых действий во время участия в отпоре вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности Украины (законопроект № 7506-1). Предыдущие изменения вносились 1 марта 2022 года.
Согласно положениям Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), благотворительная помощь, предоставляемая на указанные цели, должна распределяться через государственный или местный бюджет или через банковские счета благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины, внесённых в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

О гуманитарной помощи

Гуманитарная помощь (гумпомощь) — это целевая адресная бесплатная помощь в денежной или натуральной форме в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, либо помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемая иностранными и отечественными донорами исходя из гуманных побуждений получателям гуманитарной помощи в Украине или за границей, которые нуждаются в ней в связи с социальной незащищённостью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, возникновением чрезвычайного положения (статья 1 Закона Украины № 1192 «О гуманитарной помощи»)(далее — Закон № 1192).
Гумпомощь является разновидностью благотворительности и осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»№ 5073-VI.
В перечень получателей благотворительной помощи входят общественные организации, религиозные организации, благотворительные фонды, которые внесены в Единый реестр получателей гуманитарной помощи.
Следовательно, основанием для начала процедуры признания помощи гуманитарной является письменное предложение донора о её предоставлении.
В свою очередь, основанием для предоставления гуманитарной помощи в Украине является письменное согласие получателя гуманитарной помощи на её получение. Получатель гуманитарной помощи имеет такие же права на её использование, что и приобретатель гуманитарной помощи.
К специально уполномоченных органам по вопросам гуманитарной помощи относятся: 
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере социальной защиты населения, 
- Совет министров Автономной Республики Крым и областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.
Специально уполномоченные государственные органы по вопросам гуманитарной помощи принимают решения по согласованию с таможенными органами, налоговыми органами, центральными органами исполнительной власти, которые обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сфере здравоохранения, в сфере экономического развития, государственную финансовую политику, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты, Министерством внутренних дел Украины, органом Национальной полиции, Национальным банком Украины или его филиалами (территориальными управлениями).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона№ 1192, специально уполномоченные государственные органы по вопросам гуманитарной помощи ведут учёт, статистическую отчётность по гуманитарной помощи и контроль по использованию гуманитарной помощи по целевому назначению.
Таможенными органами и филиалами (территориальными управлениями) Национального банка Украины ежемесячно составляются отчёты по установленной форме соответственно о таможенном оформлении грузов с гуманитарной помощью и о поступлении на счета в иностранной валюте получателей гуманитарной помощи средств в иностранной валюте. Указанные отчёты подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере социальной защиты населения.

Об организации учёта и отчётности по операциям с гуманитарной помощью

Бухгалтерский учёт гуманитарной помощи и соответствующая отчётность осуществляются получателями гуманитарной помощи и получателями гуманитарной помощи (юридическими лицами) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. В случае отсутствия учёта получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.
Получатель гуманитарной помощи и приобретатель гуманитарной помощи (юридическое лицо) ежемесячно в установленном порядке подают в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по вопросам гуманитарной помощи отчеты о наличии и распределении гуманитарной помощи до полного использования всего объёма полученной гуманитарной помощи.
Порядок списания товаров (предметов) гуманитарной помощи, которые имеют определённый срок эксплуатации, определяется Кабинетом Министров Украины.
При получении иностранной валюты, поступившей в качестве гуманитарной помощи на счёт в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи, он как юридическое лицо-резидент осуществляет её учёт отдельно.

Относительно документального оформления гуманитарной помощи
    
Министерство финансов Украины отмечает, что Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине» от 16 июля 1999 года № 996-XIV распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учёт и подавать финансовую отчетность.
Оказанию гуманитарной помощи предшествует, в частности, запрос/обращение, просьба о предоставлении конкретного вида помощи и письменное предложение о предоставлении гумпомощи (или дарственное письмо), что предусмотрено статьёй 3 Закона № 1192. Типовой формы таких документов не предусмотрено. В то же время формы отчётов о распределении гуманитарной помощи утверждены приказом Министерства социальной политики Украины от 31 июля 2020 года№ 539. К документам может прилагаться справка о сроке годности, справка о проведении эпидемиологической и санитарной обработки.
Непосредственно первичным документом, который является основанием для оприходования получателем гумпомощи от донора является инвойс (счёт), который действительно может быть признан первичным документом, но при наличии в нём всех основных реквизитов первичного документа. Как альтернатива инвойса, в бухгалтерской практике применяется такой первичный документ, как акт приема-передачи материальных ценностей (гуманитарной помощи). Если же это материальная помощь, полученная от иностранного донора, то ещё к такому инвойсу или акту будут прилагаться таможенная декларация, международная товарно-транспортная накладная.
Относительно движения, распределения и выдачи гуманитарной помощи необходимо отметить, что получатели помощи сами определяют, какие именно документы нужны для учёта гумпомощи. В частности, это могут быть и акт приёма-передачи, и приказ о раздаче помощи определённому перечню лиц, документ о внутреннем перемещении гуманитарной помощи, акт о списании гуманитарной помощи, отчёт ответственного лица и тому подобное.
Получатели гуманитарной помощи, которые имеют статус неприбыльной организации и осуществляют дальнейшую раздачу такой помощи с целью реализации своих уставных целей, задач и направлений деятельности, не подвергаются налогообложению таких операций налогом на прибыль.
Как пишет «Юридическая практика», сейчас осуществлён ряд мероприятий для того, чтобы сделать эту деятельность прозрачной и управляемой. В частности, разработан специальный портал для управления гуманитарной помощью, на котором собирается информация о потребностях, формируются таможенные декларации. Кроме того, разрабатывается единая классификация категорий гуманитарной помощи и обмен данными между логистическими хабами. Продолжается работа по обеспечению понятным клиринговым механизмом (безналичные финансовые операции, обмен услугами) при предоставлении гуманитарной помощи.

Об ответственности за нарушение правил предоставления гуманитарной помощи

Лица, виновные в нарушении законодательства о гуманитарной помощи, несут ответственность согласно законам Украины.
Нарушениями законодательства о гуманитарной помощи, что влечёт за собой уголовную или административную ответственность согласно закону, являются:
- использование гуманитарной помощи не по целевому назначению;
- неразмещение и/или несвоевременное размещение специально уполномоченными государственными органами по вопросам гуманитарной помощи решения о признании товаров (предметов) гуманитарной помощью на своём официальном веб-сайте;
- ненаправление и/или несвоевременное направление специально уполномоченными государственными органами по вопросам гуманитарной помощи решения о признании товаров (предметов) гуманитарной помощью в таможенные органы, налоговые органы и другие государственные органы;
- нарушение органами, которые непосредственно принимают меры официального контроля в отношении товаров (предметов) гуманитарной помощи, сроков проведения соответствующих видов контроля товаров (предметов) гуманитарной помощи.
Товары (предметы) гуманитарной помощи, которые продаются за денежные средства или передаются за другие виды компенсации, и (или) выручка, полученная за такую продажу, изымаются либо конфискуются в установленном законом порядке.
Получатели гуманитарной помощи, которые допустили нарушения законодательства о гуманитарной помощи, по решению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере социальной защиты населения, исключаются из Единого реестра получателей гуманитарной помощи.
Игорь Ворон, юрист.