Принятие в 2001 году нового Уголовного кодекса Украины позволило существенно обновить уголовное законодательство и привести его в соответствие с реалиями того времени. Но жизнь не стоит на месте. Как оказалось, движение в Европу напрямую связано, помимо прочего, и с необходимостью постоянного продолжения со стороны государства политики гуманизации уголовного права. В русле этой политики в конце ноября прошлого года парламентом был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» № 2617-VIII (далее – Закон № 2617). Однако его официальное обнародование состоялось только 24 апреля с. г. в газете Верховной Рады «Голос Украины» № 79. Поэтомув этой статье и мы поговоримоб уголовных проступках более подробно.
Новая классификация уголовных правонарушений
Законом № 2617 вводятся новая терминология и новая классификация уголовных правонарушений. Согласно новой редакции статьей 11 и 12 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) уголовным правонарушением является предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом уголовного правонарушения. В то же время, не является уголовным правонарушением действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но из-за малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству.
Уголовные правонарушения делятся на уголовные проступки и преступления.
Уголовным проступком является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 51 000 грн.) или другое наказание, не связанное с лишением свободы.
По Уголовному кодексу преступление – это предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.
Преступления делятся на 3 вида:
- нетяжкие;
- тяжкие;
- особо тяжкие.
Нетяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 170 000 грн.) или лишение свободы на срок не более 5-ти лет.
Тяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 25 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 425 000 грн.) или лишение свободы на срок не более 10-ти лет.
Особо тяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере свыше 25 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше 10-ти лет или пожизненного лишения свободы.
Степень тяжести преступления, за совершение которого предусмотрено одновременно основное наказание в виде штрафа и лишения свободы, определяется исходя из срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за соответствующее преступление
Об уголовных проступках
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» были названы такие основные характеристики криминальных проступков:
- во-первых, это отсутствие судимости у лиц, совершивших эти деяния. Осуждение по делам об уголовных проступках не будет влиять на реализацию в будущем этим лицом своих прав (например, на прохождение государственной службы и т. п);
- во-вторых, отсутствие наказания в виде лишения свободы. Взыскание в виде административного ареста заменяется на общественные работы. Реализация этих изменений приведет к уменьшению количества арестованных лиц, которые содержатся в условиях, унижающих их честь и достоинство (а это ни много, ни мало ежегодно около 100 тысяч человек по всей стране);
- в-третьих, виновные будут наказываться только за оконченные деяния. Приготовление и покушение на совершение уголовного проступка не будет влечь за собой уголовной ответственности. Здесь, к слову, заметим, что в статье 13 УК, применяя новую терминологию, оконченным уголовным правонарушением признается деяние, которое содержит все признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей особой части УК. А неоконченным уголовным правонарушением является приготовление к уголовному правонарушению и покушение на уголовное правонарушение;
- и, наконец, в-четвертых, наказаниями за совершение уголовных проступков будут только: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и общественные работы.
Как утверждают некоторые правоведы, законодатель фактически просто перенес преступления небольшой тяжести в категорию уголовных проступков. Гуманизация уголовного законодательства потребовала этого от законодателя еще при принятии УК в 2001 году. Целесообразность такого разделения уголовных правонарушений с выделением именно института уголовных проступков законодателем обосновывается значительно меньшей степенью общественной опасности преступлений небольшой тяжести по сравнению с преступлениями средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими.
На практике неизбежно встанет вопрос разграничения составов некоторых преступлений и административных правонарушений. Поэтому, возвращаясь к отграничению преступления от уголовного проступка, следует выделить признаки, позволяющие отграничивать эти два понятия. Так, например, материальный признак в уголовном составе преступления будет проявляться в общественной опасности деяния, а в уголовном проступке – в общественной вредности деяния. Кроме того, в качестве наказания за преступление предусмотрено применение более суровых мер и наступают более тяжелые последствия для осужденного. В случае совершения уголовного проступка к виновному применяется не наказание, а взыскание.
По упрощенной процедуре
Как говорят эксперты в области права, главное, ради чего принимался Закон № 2617, это максимально возможное упрощение досудебного расследования отдельных категорий малозначительных уголовных правонарушений. Дело в том, что в настоящее время доля «незначительных» преступлений, а правильнее сказать, пользуясь новой терминологией, доля уголовных проступков в общем количестве преступлений по некоторым оценкам составляет почти 25%. Но это «на бумаге». Статистика правоохранительных органов и судов свидетельствует, что в общем количестве расследованных преступлений нетяжкие составляют почти половину. И понятно, что с этим нужно было что-то делать, т. к. следователи вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на расследования тяжких преступлений, должны были постоянно отвлекаться на более мелкие и незначительные по своей общественной опасности уголовные дела.
По новым правилам проводить расследования уголовных проступков будут дознаватели (должностные лица подразделений дознания органа Национальной полиции), которые наделяются полномочиями следователя, в форме дознания с упрощением процедуры, включая сокращенные сроки - не более 72-х часов с момента уведомления лицу о подозрении или задержания, либо в других случаях - до 1-го месяца.
Если случай неотложный, дознаватель полиции имеет право до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований осмотреть место происшествия; зафиксировать объяснения; провести медицинский осмотр; получить заключение специалиста и снять показания технических приборов и технических средств; изъять орудия совершения проступка, вещи и документы.
В обязанности прокурора входит не позднее 3-х дней после получения сообщения о подозрении лицу вместе с материалами дознания (в случае задержания нетрезвого подозреваемого - в течение 24-х часов) или закрыть уголовное производство, или вернуть материалы дознавателю и продлить срок дознания, либо обратиться в суд с обвинительным актом.
Суд, получив обвинительный акт о совершении уголовного проступка, должен в течение 5-ти дней назначить судебное разбирательство. Если обвиняемый не оспаривает установленные обстоятельства нарушения и согласен с рассмотрением обвинительного акта, суд рассматривает обвинительный акт при отсутствии участников судебного производства.
В заключение
Важно обратить внимание на то, что Закон № 2617 вступит в силу и, соответственно, институт уголовных проступков, будет введен с 1-го января следующего года. В одном из своих интервью для СМИ заместитель министра внутренних дел Вадим Троян, давая оценку новому Закону, сказал так: «Закон об уголовных проступках позволит расследовать нетяжкие преступления по упрощенной процедуре, что значительно разгрузит следователей. До принятия этого законопроекта только следователи осуществляли предварительное расследование по всем заявлениям и сообщениям, в которых содержатся сведения об уголовных правонарушениях. После введения понятия «уголовного проступка» и упрощенной процедуры его расследования следователи смогут сконцентрироваться на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений».
Остается надеяться, что введение института уголовных проступков и разгрузка следователей будут иметь положительное влияние на криминогенную ситуацию в стране и реально сделают нашу жизнь более безопасной.
Игорь Ворон, юрист.