16 ноября в помещении Днепропетровского облсовета состоялось второе итоговое заседание комиссии по конкурсному отбору кандидатов на должность директора коммунального учреждения культуры «Днепропетровский национальный исторический музей имени Д. Яворницкого».
Согласно предусмотренной законодательством процедуры, в ходе заседания претенденты на должность, в присутствии представителей общественности и СМИ, представляли программы развития музея на год и пять лет. К участию в конкурсе были допущены три кандидата. Это Надежда Капустина, нынешний руководитель музея, более 20 лет проработавшая в этой должности и практически всю жизнь – в музее им. Яворницкого, обладатель звания Заслуженный работник культуры Украины, ордена княгини Ольги и многих других званий и регалий. Ее более молодая коллега – Яна Тимошенко тоже имеет солидный стаж работы в этом музее, в том числе на руководящей должности – с 2012 года она заведует филиалом музея – Мемориальным домом-музеем академика Яворницкого. Естественно, обе имеют профильное образование – истфак ДНУ.
В отличие от них, третий претендент ранее не имела никакого отношения ни к музейному делу, ни к истории. Юлия Песчанская имеет филологическое и юридическое образование, является частным предпринимателем, совладельцем загородного отельно-развлекательного комплекса «Гуляй Поле». В прошлом работала юрисконсультом ряда предприятий и фирм, среди которых «Днепротеплоэнерго» и ООО «Ласунка». Также в автобиографии
Ю. Песчанская указала работу в студенческие годы во Дворце студентов, народном театре и студенческом театральном фестивале, а также продюсирование телефильмов и ведение блога в последние годы.
Комиссия сочла этого достаточным для соблюдения важного условия конкурса – наличие не менее трех лет стажа работы в сфере культуры, несмотря на аргументированные возражения многих представителей днепровской общественности, переживающих за будущее главного музея региона. По их данным, по меньшей мере, половина этого срока не может быть засчитана, так как не носила характер трудовой деятельности – с записью в трудовой книжке и социальными отчислениями, а значит, юридически не подпадает под определение «стаж», и может считаться хобби.
Кстати, именно по этой причине – недостаточный стаж работы в культуре – около двух лет, комиссия не допустила к участию в конкурсе четвертого участника. Это Виктор Боняк, тоже юрист по образованию, в прошлом работник правоохранительных органов и участник АТО, ныне – заместитель директора КП «Центр Народного творчества «Дивокрай»», организатор патриотических фестивалей «Сила нескорених», а еще – депутат областного совета, секретарь постоянной комиссии по культуре, духовности и спорту.
Еще до второго тура ряд общественных организаций и активистов направили конкурсной комиссии обращения о необходимости строгого соблюдения критериев выдвигаемых к кандидатам требований, аргументируя тем, что возглавлять национальный музей, который имеет богатую историю и традиции, является научно-исследовательским и научно-методическим центром региона, – должен профессиональный специалист в области музейного дела и культуры, который способен сохранить и развить один из старейших музеев Украины.
Однако, похоже, призыв общественности услышан не был. После выступлений кандидатов и их ответов на вопросы, состоялось открытое голосование, где голоса девяти членов комиссии (по три от облсовета, трудовых коллективов и общественных организаций) распределились следующим образом: Надежда Капустина – 3 «за», Яна Тимошенко – 0 (ноль), Юлия Песчанская – 5 «за»…
Решение комиссии должно быть опубликовано на официальном сайте 19 ноября, а утверждать победителя конкурса на должность предстоит сессии областного совета. И можно предположить, что эта процедура не будет простой формальностью. Сразу после оглашения результатов голосования социальные сети и информационные ресурсы, где тема этого конкурса с самого начала активно обсуждалась, буквально взорвались комментариями – преимущественно весьма критического содержания; опубликованы открытые обращения в высшие инстанции, включая Президента Украины. Что ж, будем следить за дальнейшим развитием ситуации…