С 23 августа вступает в силу закон, запрещающий в Украине передвижение на автомобилях с иностранной регистрацией.
В ноябре прошлого года Верховная Рада приняла два основополагающих закона, касающихся автомобилей с иностранной регистрацией, так называемых евроблях. Первый сформулировал новую формулу акцизного налога, который рассчитывается, как умножение базовой ставки (от 50 до 150 евро в зависимости от объема и типа двигателя) на коэффициент двигателя (объем/1000) и коэффициент возраста (количество полных календарных лет). Второй закон повысил размеры штрафов за нарушение сроков пребывания евроблях в Украине.
Что говорит украинское законодательство на сегодняшний день в части законности евроблях после 23 августа, несмотря на обещания нового Президента, прокомментировал адвокат в Каменском Денис Монатко.
Растаможка – без изменений
По словам Дениса Монатко, на сегодняшний день в части растаможивания евроблях никаких новых изменений нет — транзит и временный ввоз никто не отменял. Временный ввоз, как и прежде, разрешается при соблюдении некоторых условий. Проблемы возникли, когда под видом транзита, де-факто, автомобили ввозились на территорию Украины и не вывозились обратно — это, своего рода, схема ухода от налогов. В виду того, что таких автомобилей ввезено было очень много, власти пошли на некоторые уступки и внесли правки в законы. Первым законом, который приняла Верховная Рада по евробляхам, был закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части акцизного налога. Этим законом устанавливался льготный период (90 дней со дня вступления в силу), в течении которого акцизный налог был уменьшен на 50%. Такой период длился до 22 февраля 2019 года, после этого растаможивание происходит по общим правилам.
Штрафы - космические
Вторым законом внесли изменения в Таможенный кодекс и другие законы в части усиления ответственности. Введение в действие штрафов отсрочили до 22 августа 2019 года. К слову, эти штрафы космические, и законами урегулированы вопросы повторности нарушения: сколько словили — столько и заплати штрафов. В части повторности, положение закона весьма спорное, так как законы не имеют обратной силы (только те, которые смягчают ответственность - ст. 58 Конституции) и никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение (ст. 61 Конституции). Обратная сила закона проявляется в том, что, нарушив закон до введения штрафов, новый закон не может быть применен. Так же, по сути, правонарушение является одним и тем же — нарушение сроков пребывания автомобиля (если речь об одном и том же автомобиле). Еще одним нюансом является то, что если до 22 мая 2019 года (льготный период) были внесены все платежи плюс добровольно уплачен «штраф» в суме 8500,00 грн., то в этом случае лицо освобождается от административной ответственности. Бывает, что несмотря на это, в отношении таких лиц выносят постановления о привлечении к ответственности и взыскивают штраф, но через суды такие постановления возможно оспорить (нюанс — сроки обжалования). Хотелось бы сразу предупредить, что, например, расписки с обязательством вывезти авто и невозможность это сделать, скажем, в связи с ремонтом этого же авто — не «прокатят». Нужно понимать что попытка уйти от этого процесса — это самая что ни на есть «схема». Напротив, честные люди тоже страдают, так как им пришлось оплатить растаможивание в полной мере.
Сколько платить
Касательно штрафов, то если водитель управляет нерастаможенной евробляхой, но сам не ввозил автомобиль — штраф 8500,00 грн. При повторном нарушении — 17 000,00 грн. с лишением права управления на 1 год. За просрочку растаможивания от 10 до 20 дней — 17 000,00 грн., от 20 до 30 дней — 85000,00 грн., от 30 дней или утрату и разукомплектование авто — 170 000,00 грн или конфискация авто по решению суда. Выше было указано, что есть спорные моменты, которые можно использовать в суде. В случае нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, возможно оспорить действия полиции и пограничников. В СМИ писали, что новый Парламент может ещё раз отсрочить введение штрафов, но проблема в том, что он начнет свою работу только в начале сентября, тогда как штрафы вступают в силу с 23 августа.
От автора:
Можно, разумеется, надеяться на лояльность нового Парламента в принятии нового законопроекта в части растаможивания евроблях, но это пока исключительно только надежды, которые не подкреплены законной составляющей. На сегодняшний день у владельцев евроблях еще есть возможность подать документы на растаможку автомобиля в общем порядке до 22 августа, чтобы избежать заоблачного штрафа в 170 тысяч гривен. А дальше ждать возможно нового законопроекта.
КСТАТИ
Согласно данным Государственной фискальной службы, почти 87 % евроблях, а именно 121,4 тысячи, нарушили сроки пребывания в Украине с момента ввоза. За это владельцы автомобилей заплатили 1,03 миллиарда гривен (8 500 гривен за каждый автомобиль). Это освободило их от административной ответственности за несоблюдение требований таможенных режимов.