В начале декабря этого года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг» (проект № 2458). По сути это целый комплекс законодательных изменений, направленных на реформирование жилищно-коммунальной сферы. В Министерстве развития общин и территорий Украины (Минрегион) по этому поводу на своем официальном сайте https://www.minregion.gov.ua пояснили, что для потребителей новое регулирование процессов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг— это необходимый и позитивный процесс, направленный на выведение проблемной отрасли из тяжелого кризиса.Остановимся на этом более подробно.
Очередные изменения в сфере ЖКХ
О реформе мы сказали не зря, так как по сути новым Законом внесены изменения в законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О рынке природного газа», «О жилищно-коммунальных услугах», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», «О теплоснабжении», «О метрологии и метрологической деятельности», «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
По мнению чиновников Минрегиона, парламент принял закон, который защитит интересы потребителей и улучшит работу исполнителей коммунальных услуг.
Для потребителей, в частности, закон предусматривает упрощение процедуры заключения договоров с исполнителями услуг, уменьшение количества платежей в платежках, определение ответственных за техническое обслуживание газовых сетей в домах и позволит совладельцам многоквартирных домов получить в пользование или собственность земельные участки, на которых расположены дома.
«Целью документа является усовершенствование действующего законодательства в сфере ЖКХ, а также урегулирование вопросов, связанных с необходимостью принятия совладельцами многоквартирных домов решений о модели договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг», – говорится в пояснительной записке к проекту закона.
«Изменения, предусмотренные этим законом, в первую очередь предоставляют возможность нормально работать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и избежать миллиардных убытков, и, самое главное, обеспечить предоставление бесперебойных и качественных услуг потребителям, создать для них комфортные и безопасные условия проживания», – прокомментировал Министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышов.
5 ключевых изменений, предусмотренных законом
Первое.Как полагают в кабинетах Минрегиона, после вступления Закона в силу существенно упрощается порядок заключения договоров в сфере коммунальных услуг. Через публичный договор присоединения предприятия смогут одномоментно перевести всех потребителей на новые договоры. Это позволит уменьшить финансовые затраты и сэкономить время как исполнителю, так и потребителям.
Второе. Платежка за коммунальные услуги станет более понятной. По требованиям действующего законодательства плата, например, исполнителю услуги по поставке тепловой энергии и поставке горячей воды, может состоять из 9 платежей, за каждый из которых банки берут комиссию за обслуживание.Теперь количество платежей будет оптимизировано. Для публичного договора присоединения будет только 3 платежа.
По оплате тепловой энергии и услуг теплоснабжения это:
1) плата за услугу по поставке тепловой энергии;
2) плата за услугу по поставке горячей воды;
3) плата за абонентское обслуживание.
По оплате услуг водоснабжения это:
1) плата за услугу по централизованному водоснабжению;
2) плата за услугу по централизованному водоотведению;
3) плата за абонентское обслуживание.
Третье.Техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей в многоквартирных домах. В течение длительного времени на законодательном уровне этот вопрос не решался. Обслуживание сетей во многих случаях с 2015 года не осуществлялось. Это вопрос безопасности жильцов многоквартирных домов.Следовательно, закон четко устанавливает условия технического обслуживания, а также определяет ответственным за его проведение оператора газораспределительных систем или другого субъекта хозяйствования, который имеет право на выполнение таких работ.
Четвертое.Завершение оборудования домов счетчиками тепла и воды. С 2017 года в Украине действует Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который предусматривает 100-процентный учет коммунальных услуг. Сейчас в Украине жилые здания оснащены придомовыми счетчиками тепловой энергии на 81,7%, горячей воды на 17,3%, питьевой воды на 75,6%. Закон определяет источник финансирования расходов по установке счетчиков через инвестиционные программы предприятий тепло - и водоснабжения и предоставляет дополнительное время предприятиям для оснащения зданий счетчиками до 1 августа 2022 года. После этой даты за то, что счетчик не был установлен, предприятие будут штрафовать.
Пятое. Новый закон определяет, что в случае если сособственники многоквартирных домов не определились с формой управления домом до 1 января 2021 года, тогда органы местного самоуправления 1 мая 2021 года должны будут провести конкурсы по назначение управителей такими домами.
Жилищно-коммунальные новшества
Если сделать некоторое обобщение, то можно сказать, что Закон, в частности, предусматривает:
- одномоментный переход на новые договоры о предоставлении коммунальных услуг тех потребителей, которые еще не выбрали модель договорных отношений с поставщиками;
- внедрение публичных договоров о предоставлении услуг по поставкам тепловой энергии и горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, а также обращения с бытовыми отходами, что позволит упростить процедуру заключения таких договоров;
- внедрение обязательного предоставления исполнителями коммунальных услуг информации своим потребителям о качестве таких услуг по каждому дому отдельно с помощью веб-сайта;
- предоставление права совладельцам многоквартирного дома в любое время изменять вид договора в случае принятия ими решения о выборе модели договорных отношений в доме;
- определение полномочий НРЭКУ по установлению тарифов на услугу по снабжению тепловой энергией путем внесения изменений в Закон Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг»;
- внедрение дифференцированных тарифов на транспортировку и поставку тепловой энергии в зависимости от наличия или отсутствия центральных и индивидуальных тепловых пунктов;
- отход от требования по формированию общедомовых тарифов на услугу по снабжению горячей водой при наличии в таких домах индивидуальных тепловых пунктов (ИТП);
- определение полномочий НКРЭКУ по утверждению для облгазов методики расчета предельных уровней стоимости выполнения работ, которые входят в техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах; а также типового договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения;
- предоставление органам местного самоуправления права проводить конкурсы по назначению управляющих многоквартирных домов только в случае получения протокола собрания совладельцев многоквартирного дома с просьбой назначить управляющего.
Вместо заключения
По данным Госстата, долги украинцев за коммунальные услуги составляют 56,1 млрд грн, из них более миллиарда — только за октябрь. Самая большая сумма долга за газ — 22,4 млрд, а за тепло и горячую воду — 16,7 млрд. (vesti.ua). Поэтому всем очевидно, что предотвратить жилищно-коммунальную катастрофу можно и нужно только решительными мерами, в том числе и сфере законотворчества. Особая роль в этой сфере сейчас отводится местным органам власти. Так, например, именно органы местного самоуправления должны будут провести конкурсы по выбору управляющей компании для каждого из многоквартирных жилых домов. Сегодня ситуация с управлением жилым фондом выглядит, как правило, так: часть домов обслуживается коммунальными компаниями (когда-то это были ЖЭКи), часть — частными управляющими компаниями, а некоторые совладельцы многоэтажек создали ОСМД (организации совладельцев многоквартирных домов) и фактически сами управляют своей жилищной собственностью. Согласно принятому закону, теперь органы местного самоуправления должны будут провести конкурсы, на которых нужно выбрать нового управителя для каждого дома (кроме домов ОСМД). Однако законодатель установил очень жесткие сроки проведения таких конкурсов —до 1 мая 2021 г. В то же время о затяжном карантине и его ограничениях в законе речь вообще не идет. По мнению некоторых экспертов, практическое выполнение многих норм нового закона пока не подкреплено конкретными механизмами их выполнения, тем более в особых условиях пандемии. Например, что нужно делать в случае, если конкурс не состоится или его результаты оспорят и он будет признан несостоявшимся уже после истечения законодательно установленных сроков, или же если не найдется управляющей компании, которая захочет взять выставленный на конкурс дом. И такого рода проблем хватает… Хочется надеяться, что правительство и, в частности, Минрегион, и дальше будут своевременно предоставлять населению и экспертному сообществу необходимые квалифицированные разъяснения. Сегодня такого рода разъяснительная работа правительства нужна как никогда.
Игорь Ворон, юрист.